«Безумный день редакции»

Так называлась конкурсная игра, которую Педотряд «Параллели» разработал и успешно реализовал для V городского Фестиваля молодежных и студенческих СМИ «Медиа-импульс» в Петрозаводске. Игра может использоваться как для начала обучающей программы с целью выявления проблем обучающихся, так и для завершения с целью выявления результативности обучения

 

 

 

Техническое описание игры: Поскольку участников оказалось 48 человек, пришлось разделить их на 2 группы, каждая из которых представляла отдельную редакцию. При этом каждая из групп использовала другую в качестве площадки для выполнения заданий. Ведущие игры выступали в роли Главных Редакторов. Кроме них, в проведении игры участвовали зам.глав.редактора, диспетчер и два наблюдателя. Всего в каждой группе работали 5 человек.

Участникам объявляется, что все они являются сотрудниками редакции популярного журнала. Каждый получает первое задание от Глав.редактора и выполняет его. Задания выполняются индивидуально, но результаты подсчитываются командно.

Первые трое успешно справившихся становятся начальниками отделов: научного, международного, оформительского.

Предположительно участники должны выполнить по 5 заданий: 2 полученных от Глав.редактора и по одному – от каждого начальника трех отделов. Результаты заносятся в ведомость (указывается номер команды, фамилия участника, его оценка по 5-балльной системе). Работы не должны превышать по объему 7 предложений.

Диспетчер по ходу игры переносит результаты из ведомостей в карточки команд, что упрощает подсчет результатов. Все, полученные членами команды баллы суммируются и делятся на количество членов команды. Таким образом, удается уравнять шансы команд с разным количеством участников (в данной игре их было от 2 до 5).

Наблюдатели в ходе игры следят за правилами выполнения заданий, помогают при подведении итогов, а также играют роль интервьюируемых в задании «Неудавшееся интервью».

Если начальник отдела подыгрывают своей команде, он увольняется, а наблюдатель занимает его место. При этом баллы начальника отдела аннулируются, но при подведении командных результатов, он засчитывается как член команды. Аналогична процедура штрафов и для участников, если они нарушают правила: обсуждают друг с другом задания, обмениваются заданиями, ведут себя некорректно. Если начальник отдела успешно справляется с работой, он получает по 5 баллов за все задания, пропущенные из-за выполнения миссии.

Общая продолжительность — полтора часа.

 

Содержание, смысл заданий и примеры их выполнения:

1.      Провести опрос среди участников игры и выяснить, к какому типу: «совам» или «жаворонкам» относится большинство людей, склонных к занятию журналистикой.

2.      Найти людей с разными типами застежки на обуви (шнурки, молния, «липы») и опросить их по следующим вопросам: обращают ли они внимание на застежку при покупке обуви? Удовлетворяет ли их тот тип застежки, который у них сейчас? Если нет, то какой бы они предпочли?

Опрос – одна из распространенных форм в журналистике. Игра показала, что участники имеют смутное представление о правилах оформления результатов опросов. Последовательность: описать проблему – обозначить тему опроса – указать параметры опроса (состав и общее количество опрошенных) – сообщить результаты опроса (в процентном соотношении) – сделать выводы – соблюдена не была.

 

3.4. Из предложенной информации («Курочка Ряба», «Репка») сделать что-то более актуальное и остросюжетное.

Умение «вкусно» преподнести заурядную тему, соблюдая при этом чувство меры – очень ценится, но встречается не так часто, как хотелось бы.

Наиболее удачно задание выполнила Анна Милай:

«2010г. 25 января. В Нью-Йоркской селекционной лаборатории была выведена новая уникальная порода домашней птицы – курица-золотояйценесушка.

Данный вид пока наблюдается в единственном экземпляре. Яйцо, снесенное в 23.40 – чисто золото. Необходимо было проверить экспериментальным путем, бьется ли яйцо. Для проведения эксперимента были приглашены два добровольца – местные фермеры: Дед и Бабка – и ручная мышь. Кроме того, экспериментаторам были предоставлены различные инструменты: рубанок, молоток, дрель. Однако яйцо не поддавалось. В итоге Дед и Бабка отказались от дальнейшего проведения эксперимента и были отправлены обратно на ферму. Мышь, оставшаяся в лаборатории, случайно, задев яйцо хвостом, столкнула его на пол. Эксперимент удачно завершен: яйцо разбито. Мышь награждена особым грантом в размере 3 тысячи у.е. А эксперимент был описан в многочисленных трудах в разных странах мира».

Подобные задания, не смотря на их внешнюю легкость и забавность, позволяют отработать навыки владения жанром. Известная с детства сказка – удобный сюжет для работы. В рамках обучающей программы можно уточнять задание и предлагать написать материал в конкретном информационном жанре: заметка, репортаж, интервью и т.п.

 

5.6. Договориться об интервью с человеком, находящимся в другой группе. Во-первых, нужно найти этого человека. Во-вторых, почему-то он не хочет давать интервью. Нужно понять, почему, и предложить приемлемые условия.

Наблюдатели, которые выполняют роли, получают текст с указанием их статуса и установкой. Они должны предупредить пятерых человек в своей группе, кто они, на случай, если их будут искать. Соглашаться на интервью они должны только в том случае, если журналист предложит им приемлемые условия.

 

Собеседник: Актриса театра, сыгравшая главную роль в новом спектакле

Установка: Вы боитесь, что журналист будет копаться в Вашей личной жизни.

Приемлемые условия: встреча пройдет в театре; разговор будет касаться только нового спектакля.

 

Собеседник: Начальник геологической экспедиции, обнаружившей большое месторождение полезных ископаемых

Установка: Вы боитесь, что начальство посчитает Вас выскочкой.

Приемлемые условия: Журналист предварительно договорится с руководством геолога.

 

Собеседник: Изобретатель, создавший уникальный аппарат.

Установка: У Вас уже был негативный опыт общения с прессой.

Приемлемые условия: тактичность при общении; обещание показать автору материал до того, как он будет опубликован.

 

Собеседник: Ученый-биолог, сделавший важное открытие.

Установка: Вы боитесь, что журналист не компетентен в таких вопросах.

Приемлемые условия: признание своей неосведомленности в биологии, но проявление интереса к науке; просьба задавать вопросы в случае непонимания чего-то; обещание показать автору материал до того, как он будет опубликован.

 

Из четырех человек, выполнявших задание, справился только один. Задание позволяет в ходе обсуждения поднять тему эффективной модели поведения с собеседниками и преодоления негативных последствий неэтичного поведения предшественников.

7.8.9.10. Написать инструкцию на тему: «Как рассердить своих родителей», «Как потерять всех друзей», «Как испортить себе репутацию», «Как вызвать отвращение у представителя противоположного пола».

Написание данной инструкции требует понимания структуры формы и чувства юмора.

Интересную инструкцию «Как рассердить своих родителей» написала Снежана Исаенко:

«Способов много… Можно получить двойку за год или хотя бы за семестр.

Или привести друга Жору, не обремененного интеллектом и не слишком знакомого с элементарными правилами этикета.

Наконец, продемонстрировать маме ее утреннее фото без макияжа, сделанное тайно.

Но как выбрать тот способ, который подходит именно тебе? Все зависит от цели, которую ты преследуешь. Один поступок может рассердить родителей так, что они выгонят тебя из дома, а другой – так, что тебя запрут в твоей комнате… Может, все-таки не стоит никого сердить?..»

 

11.12.13.14.15. Необходимо написать небольшую заметку о проблемах города. Сложность в том, что все слова (кроме предлогов и союзов) должны начинаться на букву К, П, С, Р или Л.

Задание позволяет выявить, насколько богат лексический запас человека. В данном случае, явно наблюдаются проблемы. Но ребята попытались справиться с заданием. Появились заметки о «проблемах с пернатыми: в Петрозаводске полно птиц», о «лени лучших людей и лечении не-лицензированными лекарствами», о «кризисе, коснувшемся компании», о «ложных лозунгах о любви».

Наиболее удачно выполнил задание Станислав Гайдук: «Среда. Супернастроение у собак. Стая сонных скалозубых существ сунулась на свалку. Семь сумок стащили собаки. А в сумках – современное смертоносное сено. Сурова судьба северных собак».

 

16.17.18.19. Написать рекламный текст о растворимых шнурках, шоколадных галстуках, однодырочных пуговицах,  проволочных шарфах.

Написание рекламных текстов требует особого умения. Из выполнивших данное задание этим умением обладают лишь двое. Обе девушки писали о растворимых шнурках: «Изнурительные тренировки? Нет сил снять кроссовки? Просто облей их водой! Раствори усталость!» (Екатерина Сергеева)

«Эти ужасные шнурки! Эти гнусные веревочки! Они постоянно норовят запутаться в узел в самый неподходящий момент! Но выход есть! – наши замечательные растворимые шнурки. Просто добавь воды! И твои нервы в порядке!» (Арина Бобылева).

 

20.21.22.23. Написать небольшой репортаж о Дне четвертого угла, о Дне четвертого цвета светофора, о Дне четвертого места (для тех, кто не дотянул до призовых мест), о Дне четвертой стрелки часов.

Здесь опять же требуется понимание законов жанра, воображение и чувство юмора. Ни с одним из трех компонентов не возникло проблем у Вероники Иштонковой:

«На улице кругом синий цвет! Даже листву не деревьях покрасили гуашью!

На главной улице города толпы народы. Все ждут. Ждут, когда загорится ОН – новый цвет светофора! Как вы уже догадались, цвет синий.

Как объяснил нам Главный Мастер города: «Синий – цвет неба. Ведь скоро у нас в городе появится и воздушный транспорт».

И вот он – торжественный момент – со светофора сдергивают ткань. И все вокруг озарается синим! Несомненно, этот день войдет в историю и станет, если и не государственным праздником, то хотя бы дополнительным выходным».

А вот краткий репортаж Эли Анастасьевой: «Самые обидные места – вторые и четвертые, особенно — четвертое. Сегодня, в День четвертого места на площади собрались все спортсмены, музыканты, танцоры – кто когда-нибудь занимал четвертое место. На празднике все пили чай с шоколадными конфетами и получали платиновые медали».

Были и другие интересные, но не до конца разработанные, решения. Например, про то, что «День четвертой стрелки часов появился после переименования в 1978 году Дня механической серой кукушки».

 

24. Написать небольшое эссе на тему: «Образ Бабы Яги как типично русской женщины» — чисто творческое задание. Успешно справилась с ним Александра Борисёнок: «Что значит «русская женщина»? Это особый склад души – гостеприимный, открытый, это стиль одежды, особое поведение. Всё это гармонично сочетается в образе Бабы Яги. Её одежда – платок, русская рубаха с юбкой. Она радушно встречает путников, сбившихся с пути. Она и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет». Бабу Ягу можно без преувеличения назвать самой знаменитой русской женщиной».

25. Охарактеризовать художественное направление «пельменизм» оказалось сложнее. Здесь художественность только мешает, так как в данном случае важны лаконичность и четкость, как в статье энциклопедии. Впрочем, фантазия тоже не помешает.

26. В данном тексте обнаружились  пропуски. Необходимо заполнить их так, чтобы текст имел смысл. «Что же нам, друзья мои, делать с … ? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших … , их … , всю … ? Делаем это ради … ? А может быть, для того, чтобы свалить на них свою … ? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!»

На самом деле это текст Ш.Амонашвили, и речь в нем идет о школьных оценках. Но задача была не в том, чтобы отгадать, а в том, чтобы предложить свой вариант, но так, чтобы он тоже был логичен. Интересно, насколько разные получаются тексты.

«Что же нам, друзья мои, делать с вредными привычками?.. Делаем это ради своего эгоизма? А может быть, для того, чтобы свалить на них свою лень и бессилие?..» (Степан Павлов)

«Что же нам, друзья мои, делать с любовью?.. Делаем это ради счастья? А может быть, для того, чтобы свалить на них свою веру в чудо?..» (Евгения Вытегорова)

«Что же нам, друзья мои, делать с книгами?.. Делаем это ради себя? А может быть, для того, чтобы свалить на них свою несостоятельность?..» (Дарья Евсеева)

«Что же нам, друзья мои, делать с целительными пирамидками Крючкова?.. Делаем это ради здоровья? А может быть, для того, чтобы свалить на них ответственность за свое состояние?..» (Евгения Трофимова)

«Что же нам, друзья мои, делать с часами?.. Делаем это ради порядка, не так ли? А может быть, для того, чтобы свалить на них свою лень и нерасторопность?..» (Арина Бобылева)

27.28.29. Журналист должен уметь ставить себя на чужое место. Попытайтесь взглянуть на снег — глазами теплолюбивого аиста, на топор — глазами сосны, на кирзовые сапоги — глазами домашних тапочек. Запишите, что у вас получилось.

Это задание способствует слому стереотипов и расширению границ восприятия – на подсознательном уровне, а кроме того – умению образно мыслить и выражать эти образы словами.

Из предложенных тем на создание художественных текстов вдохновила почему-то только ситуация с топором. Или эти задания попали в руки более творческим авторам?

«О Боже! Смерть! Убийца! Ты спокоен и зловеще улыбаешься своим лезвием… Но только придет в твою стальную голову мысль о крови, текущей по моему телу, ты взлетаешь в воздух, твоя единственная деревянная рука вкладывается в руку человека. И вы, рука об руку, убиваете, крушите… Я боюсь вас, но сделать ничего не могу!..»  (Евгения Егорова)

«Потянулась к солнышку… Пришел Ветер, моя старый дружочек, мы с ним станцевали, как обычно делаем по утрам. Хрусть-хрусть… ох, старая стала, надо бы поберечь себя. Начавшийся денек не предвещал ничего необычного, и вдруг слышу – вдалеке песня разносится «В нашем маленьком лагере…». Ля-ля-ля… Тут почувствовала – что-то трется о мою кору. Смотрю – мужичек присел, папиросой задымил. А потом как встанет, размахнется большой переливающейся штукой из чего-то, что мне и знать-то не дано. Боль меня пронзила невероятная! Потекла смола из меня ручьями. Никогда я не забуду эту жуткую железяку, снится она мне по ночам теперь, и в голове: тук-тук-тук» (Юлия Фомкина).

30.31.32. Притча: «Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое — ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе — ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье — ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое — твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое — на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать».

Составь аналогичное напутствие скрепке, кнопке, ластику.

Здесь у участников была возможность, воспользовавшись примером, создать что-то свое. Однако большинство создали чисто механический аналог. Но были и интересные работы.

 

Напутствие скрепке от Евгении Манойловой:

«Ты будешь способна скреплять собой то, что для людей важно и памятно.

Твоя наиболее важная особенность в закрученности твоей.

Что бы тобой ни скрепляли, ты всегда должна держать это до последнего.

Возможно, тебе сделают больно, разогнув тебя и сделав из тебя зубочистку, но и это необходимо».

 

Напутствие ластику от  Анны Милай:

«Ты всегда сможешь исправить любую мысль или убрать ненужное.

Ты, в принципе, сильнее любого карандаша, т.к. твой состав позволяет стереть все, что им написано.

Ты всегда будет оставлять за собой чистоту и порядок.

Ты будешь служить очень долго, так как у тебя нет срока годности, однако твоя жизнь зависит от твоей востребованности».

 

Задания научного отдела: Перевести фрагменты научной статьи на разговорный русский язык (предлагалось по 5 фраз). На самом деле это перефразированные русские пословицы, но не все участники до этого догадались.

1. Когда отсутствует водное позвоночное, то таковым может стать и беспозвоночное членистоногое.

2. Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства.

3. Два рода трав семейства крестоцветных, одинаково горькие на вкус.

4. Семясодержащие органы растения, к которым нет доступа, обязательно приобретают сахарный вкус.

5. Перенесшая шок представительница семейства вороновых испытывает страх перед всяким растением с древовидными ветвями без главного ствола.

6. Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждет возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слезных желез маленького грызуна.

7. Кровососущее насекомое отряда двукрылых не будет заострять свой орган обоняния.

8. Человек с хорошей памятью на обиды может лишиться органа зрения.

9. Центральный орган кровообращения не подчиняется распоряжениям.

10. В нижней конечности истины нет.

11. Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности.

12. Бинарный характер высказываний индивидуума, утратившего социальную активность.

13. Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности.

14. Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряженная с устранением изначально деструктивной транспортной единицы.

15. Характерные внешние приметы как повод для узурпации наиболее благоприятного социального статуса на рынке.

16. Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг.

17. Проблемы повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем.

18. Положительное воздействие низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности.

19. Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых.

20. Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количество серого вещества в черепной коробке.

21. Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами.

22. Нейтральность вкусовых характеристик растения семейства крестоцветных по отношению к овощным культурам средней полосы России.

23. Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов.

24. Отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов.

25. Закономерность возрастания личностной ценности субъекта после получения травматического опыта.

 

Из 30 человек, выполнявших это задание, 20 не смогли отгадать ни одной пословицы. Двое угадали одну пословицу, пятеро – две, двое – три и один – пять пословиц.

Задание вызвало негатив. Такой же, какой возникает у читателя или слушателя, когда он слышит в журналистских материалах незнакомые термины. Уметь «переводить на разговорный русский» — важно для журналиста.

В данном случае проявилось еще и незнание пословиц. Иногда «переведенный» текст был настолько близок к пословице, что было трудно ее не угадать. Но не угадали же.

 

Ответы:

1. На безрыбье и рак – рыба.

2. Знает кошка, чье мясо съела.

3. Хрен редьки не слаще.

4. Запретный плод сладок.

5. Пуганая ворона куста боится.

6. Отольются кошке мышкины слезки.

7. Комар носа не подточит.

8. Кто старое помянет, тому глаз вон.

9. Сердцу не прикажешь.

10. В ногах правды нет.

11. Вилами по воде писано.

12. Бабушка надвое сказала.

13. Носить воду в решете.

14. Баба с воза – кобыле легче.

15. Со свиным рылом да в калашный ряд.

16. Горбатого могила исправит.

17. Толочь воду в ступе.

18. Дураков работа любит.

19. Цыплят по осени считают.

20. Волос долог, да ум короток.

21. Уговор дороже денег.

22. Хрен редьки не слаще.

23. Дуракам закон не писан.

24. Кашу маслом не испортишь.

25. За одного битого двух небитых дают.

 

Задания международного отдела:

В переводной статье в качестве названия использована английская пословица. В русском языке есть схожая пословица. Можно ли ее использовать в качестве названия к той же статье. Точен ли аналог? Аргументируйте.

 

Это задание на чувство языка, понимание его тонкостей, что для журналиста крайне важно.

 

«A fly in the ointment» — дословно «Муха в бальзаме».  Статья о капризах талантливой артистки, с которой трудно работать. Аналог: Ложка дегтя в бочке меда.

Позиция издания: Нет, после попадания дегтя в мед, продукт становится несъедобным, а муху из бальзама можно вынуть: кто не видел, тот и не почувствует.

 

«Opportunity makes the thief» — дословно «Вора создает случай».  Статья о несовершеннолетних правонарушителях в бедных районах. Аналог: Не там вор крадет, где много, а там, где лежит плохо.

Позиция издания:  Нет, во втором случае вор – уже вор и лишь выбирает, где удобнее красть. В первом речь идет о пограничном состоянии, когда обстоятельства подталкивают человека к воровству.

 

«То fight with one’s own shadow» — дословно «Сражаться с собственной тенью».  Статья о фобиях. Аналог: Сражаться с ветряными мельницами.

Позиция издания:  Нет, мельницы – это нечто, пусть и абсурдное, но все же материальное, и извне, а тень – это часть тебя самого.

 

«You cannot wash charcoal white» — дословно «Уголь добела не отмоешь».  Статья о привычках людей. Аналог: Черную душу и мылом не отмоешь.

Позиция издания:  Нет, различие в степени возможности осуществления и в наличии смысла: зачем отмывать уголь?

 

«Never cast dirt into that fountain of which you have sometime drunk» — дословно «Никогда не бросай грязи в источник, из которого ты когда-либо пил». Воспоминания учеников и своих учителях. Аналог: Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Позиция издания:  Нет, в первом случае речь идет об уважении к прошлому, и возможно даже благодарности, во втором же – о банальном прагматизме.

«Take care of the pence and the pounds will take care of themselves» — дословно «Позаботься о пенсах, а фунты сами о себе позаботятся».  Статья о разных видах вложений. Аналог: Копейка рубль бережет.

Позиция издания:  Нет, во втором случае речь об экономии, в первом о разном уровне доходов.

 

«The cobbler’s wife is the worst shod» — дословно «Жена сапожника обута хуже всех». Статья о тяготах предпринимателей малого бизнеса. Аналог: Сапожник ходит без сапог.

Позиция издания:  Нет, во втором случае человек не пользуется тем, что является в его представлении товаром на продажу, в первом – лишает этого семью, что может трактоваться и как невнимание к близким.

Из 18 человек, выполнявших это задание, шестеро вообще не вникли в суть, а потому написали глупость; семеро не почувствовали разницу в выражениях; четверо разницу почувствовали, но не смогли чётко это объяснить, и только  одна девушка привела чёткое и развернутое объяснение.

 

Задания оформительского отдела:

*Обычно сначала пишется статья, а потом к ней подбирается иллюстрация. Мы поступим наоборот. Вашему вниманию предлагается иллюстрация. Ваша задача: предположить, о чем может быть данная статья.

*Вам предлагается 7 картинок, иллюстрирующих некоторую последовательность. Не исключено, что одна из иллюстраций является лишней. Что это за последовательность?

*Найти предмет, соответствующий изображению на фотографии.

Рынкевич Ирина

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>