«Из чего же, из чего же, из чего же?..»

 

Была в пору нашего детства такая песенка о гендерных особенностях. Согласно ей, мальчишки были сделаны «Из веснушек и хлопушек / Из линеек и батареек», «начинка» же девочек состояла «Из цветочков и звоночков / Из тетрадок и переглядок». Когда это было?!

 

 

 

Обсуждение прожитого дня в профильном лагере… Кто-то из мальчишек хвалит Юлю за то, что та в сложный момент прыгнула в воду и столкнула с камня застрявший плот. И тут же звучат комплименты в адрес другой девушки – Полины – так яростно та защищала ворота во время мамбобола. Девчонки и впрямь отчаянные. Мы с педагогами шутили: «Полина – коня на скаку, Юля – в горящую избу». Я тогда сказала мальчишкам: «Девчонки, конечно, молодцы, но сделать это должны были ВЫ, на минуту раньше», не желая упрекнуть, просто констатируя. Это было лет 15 назад.

Мы уже привыкли к тому, что женщины все чаще проявляют мужскую модель поведения: принимают решения, активны в действиях, не теряются в стрессовых ситуациях. Глядя на нынешних 15-летних, замечаю и другие тенденции. Они не интересны друг другу. На стенах в Контакте сопли о безответной любви, о боли расставаний и прочие атрибуты подростковой влюбленности, а начинаешь работать с группами и поражаешься отсутствию здоровой реакции на противоположный пол – ни тебе желания понравиться, привлечь внимание, ни попыток выстроить отношения, более того – отторжение даже. Не скажу, что повально у всех, но в процентном соотношении это заметно. У девушек и парней постарше – отсутствие интереса к семье, рождению детей, даже некоторый страх перед этим, парные отношения рассматриваются как элемент самореализации, и не более того. Всё это заставляет задуматься о гендерном воспитании.

В книге А.В.Микляевой и П.В.Румянцевой «Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования» приводится упражнение «Я проснулся», которое позволяет  выявить стереотипы в восприятии подростками гендерных особенностей. Упражнение технически очень простое: ребятам предлагается представить себе фантастическую ситуацию – однажды они проснулись и обнаружили, что превратились в человека другого пола. Нужно описать свой день, начиная с момента пробуждения.

Мы проводили это упражнение несколько раз. И что же обнаружили? Какие проявились стереотипы?

 

Интеллектуальное преимущество одного из полов.  

Взгляд девушки: «Я бы сошла с ума! Точно никуда бы не пошла. Мужчины намного глупее, и тем более девушкам больше дозволено. Не дай бог такому случиться!». Парни не остаются в долгу: «Женщины очень эмоциональны, глупее мужчин».

Как развеять этот стереотип? Банально провести интеллектуальный конкурс и убедиться, что интеллектуальные способности индивидуальны и от пола не зависят.

 

Четкое распределение обязанностей.

Взгляд парня: «Я бы умер, потому что надо убираться, ухаживать, вести дом». Мамы девочек были бы удивлены. Насколько я знаю, заставлять девочек сделать что-то по дому не легче, чем мальчиков. Кстати, в упражнении «Остров», когда группа распределяет обязанности, якобы временно оказавшись на необитаемой острове, четкое разделение обязанностей на женские и мужские тоже дает о себе знать. «О, уборка – это для девочек» — заявляют мальчики. А если придется упавшие деревья растаскивать, очищая пространство для дома – тоже девочки? Это же не городская квартира, а джунгли. Кстати, на втором этапе, когда детальнее изучаются умения и желания каждого, оказывается, что есть девочки, которые умеют и любят рыбачить, не прочь осваивать новые территории, а среди мальчиков немало тех, кто умеет готовить.

Для отработки стереотипного восприятия обязанностей мы проводим следующую ролевую игру: Каждому участнику дается задание расписать домашние дела для семьи из 4-х человек с равным представительством полов – мама, папа, сын и дочь (с небольшой разницей в возрасте). Формируются пары, исходя из различия во взглядах, после чего проводится непосредственно ролевая игра: обычные домашние хлопоты после возвращения с работы. В обсуждении важно выйти на поиск компромисса.

 

Узость интересов.

В сочинениях «Я проснулся» девушки из интересов парней вспоминают только футбол, парни из интересов девушек – магазины, косметику и сериалы. Взгляд девушки: «Думаю, мне было бы весело, ведь мужчинам намного легче, чем женщинам».

В этом случае можно предложить участникам пройти мастер-классы, предложенные противоположным полом. Например, женские мастер-классы: хождение на каблуках, нанесение макияжа, вышивание крестиком и т.п. Мужские: действия с футбольным мячом, колка дров, приемы борьбы и и.п.

А еще можно использовать игру «Среди нас есть человек» с уклоном в деятельность, не присущую полу участника. Игра заключается в следующем: Каждый участник пишет на листочке необычный факт из своей жизни. Ведущий зачитывает с нейтральной формулировкой: «Среди нас есть человек, который…», чтобы не опрелялся пол человека. Группа должна угадать, о ком идет речь. Даже если группа оказалась не права, возражать нельзя. Нужно просто взять записку. При обсуждении будет возможность сообщить, права ли была группа.

Есть еще один действенный способ избавиться от ложных представлений и научиться лучше понимать друг друга – это совместная деятельность – и реальная, и игровая.

 

Упражнение «Лабиринт вслепую»:  Участники делятся по парам. Одному из них завязывают глаза и выдают фломастер и карточку с карандашным рисунком в виде сложной линии. Его задача: при устных подсказках партнера обвести карандашный рисунок фломастером. После выполнения задания первым участником, партнеры меняются ролями. При обсуждении важно выяснить, легко ли работалось в паре, был ли «зрячий» участник терпелив, понятно ли объяснял, поддерживал ли партнера.

Упражнение «Сиамские близнецы»: Два участника становятся друг к другу боком, ухватившись за пояс друг друга; ноги со стороны касания партнеров связываются. Таким образом, двое участников как бы «сливаются» и играют роль «сиамских близнецов». Единственное условие — нельзя разговаривать. «Сиамским близнецам» предлагается выполнить какое-нибудь действие, например, надуть и завязать шарик; заточить карандаш; завернуть предмет и перевязать ленточкой; вырвать лист бумаги из тетради, написать записку, вложить ее в конверт, заклеить его и т. п. Все это один из «близнецов» выполняет левой рукой, другой — правой.

 

 

Упражнение «Рисунок в 4 руки»:  Каждая пара рисует сообща какую-нибудь картину. Разговаривать при этом не разрешается. По окончании работы рисунки демонстрируются группе, и проходит обсуждение: Кто взял на себя ведущую роль при рисовании? Кто уступил? Как был поделен лист? Была ли у каждого своя часть листа? Как реагировал партнер, если видел, что рисуют на его стороне? Как реагировал партнер, если его рисунок исправляли или дополняли?

И настоящий клад – это народные игры в парах. В наших лагерях наиболее популярна игра «Моргалочки»:  Юноши стоят в кругу, перед каждым из них на стуле сидит девушка. Один участник пары не имеет. Его цель — переманить к себе кого-нибудь из сидящих, незаметно подмигнув ей. Задача игроков, стоящих за спиной сидящих: заметить это и вовремя удержать свою «половину». Тот, кто не удержал — водит. Через какое-то время девушки и юноши меняются местами.

Во всех этих упражнениях у ребят есть возможность проявить и отследить как индивидуальные особенности, так и черты, присущие полу. И при обсуждении даже не стоит акцентироваться на гендерных особенностях. Важно лишь создать почву для взаимодействия и осознания опыта совместной деятельности.

Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>