Педагогика каникул

 

Для меня лагерь — это параллельный мир, где становится возможным то, что так тяжело достигается в обычной жизни — быть самим собой, быть понятым и принятым, не суетиться, не бежать, а погрузиться в действо, которое неизменно подарит открытия. Это не бегство от реальности, скорее энергетическая подпитка, которая позволяет принимать реальность со всеми ее проблемами.

 

 

 

Работать в едином стиле без подготовленной команды невозможно. У нас такая команда есть – педагогический отряд «Параллели», работающий уже больше пяти лет, а теперь и имеющий официальную государственную регистрацию как общественная организация.

Первое, что бросается в глаза при сравнении с другими педотрядами – это принципиально другой подход к институту вожатства. Традиционно считается, что вожатый – это яркая личность, обладающая массой навыков (поет, танцует, играет на гитаре, рисует и т.п.), влюбляющая в себя детей. Мы же изначально делаем ставку на педагогическую грамотность. Конечно, хорошо, если человек обладает еще какими-то навыками, и обязательно предоставляется возможность их использовать. Но эти ресурсы, как правило, есть и у детей, а задача вожатого – грамотно организовать работу группы.

Так называемая педагогика каникул, на мой взгляд, таит в себе огромные перспективы. Постоянно приходится сталкиваться с тем, что нынешние дети не владеют навыками общения. Они даже играть не умеют! И не только потому, что не знают игр. Даже когда узнают, все равно не могут играть – не умеют организоваться, нуждаются в помощи взрослых. Что у современных ребят и отработано, так это самопрезентация (желание и умение показать себя) и дисциплина (как ни странно), да еще прагматизм. Это и понятно. Это то, что в них воспитывается планомерно. Но на одном этом далеко не уедешь.

Каникулы — то время, когда можно отойти от жестких рамок, создать особую атмосферу. Лагерь дает ребятам возможность проявить себя в новом качестве, обрести новых друзей, освоить новые навыки. Создать как можно больше разных ситуаций, которые раскрывают особенности человека, развивают в нем те качества и навыки, которые сейчас оказываются на втором плане, но непременно будут востребованы в жизни — такую вот нехитрую задачу ставим мы перед собой, организуя наши лагеря.

Отработав лето 2003 года в стационарном лагере, мы пришли к тому, что профильный лагерь по своим параметрам более эффективен в плане педагогического воздействия. В больших стационарных лагерях наработанные нами формы использовать можно, но с преодолением больших сложностей и с меньшими результатами, так как существуют  объективные факторы — это параметры самих лагерей. 21 день – это тот срок, за который можно добиться оздоровления, а ведь одна из основных задач стационарных лагерей – именно оздоровление. В профильных лагерях это лишь один из компонентов, отнюдь не самый важный. Так вот, опыт профильных лагерей показывает, что оптимальная продолжительность лагерной смены 10 дней, максимальная – 14. После этого срока интерес к программе резко снижается, какой бы интересной она ни была. В межсезонье лагеря могут быть и меньше – 3–5 дней. Причем, общая логика построения программы все равно одинакова, она просто сжимается или раздвигается в зависимости от предоставленного времени.

Оптимальное количество детей в группе – 12 человек, максимальное – 15. Если программа предусматривает тренинговые формы работы, то группы могут быть и меньше – до 7 человек, или на эти занятия группа делится пополам. Количество групп определить несложно. Представьте, сколько выступлений, кроме своего, вы готовы посмотреть с интересом и вниманием – 2-3. Умножаем 15 на 4, получаем 60 детей, вместе с педсоставом численность лагеря может составлять максимум 70 человек, если мы хотим, чтобы лагерь стал действительно единым коллективом.

Повторяю: это не значит, что нельзя работать с бОльшим количеством детей в лагере. Но придется очень постараться, чтобы компенсировать издержки системы, или смириться с меньшим результатом. Впрочем, и в профильных лагерях не всегда ставится задача: увидеть каждого. Для нас это важно.

Если говорить о программе, то мы воспринимаем лагерь как некое цельное событие, в котором есть своя завязка, развитие, кульминация, развязка, как в литературном произведении, как в фильме или спектакле. Важна логичность, выстроенность и законченность.

Задача – ключевое слово в нашей работе. Уметь видеть педагогическую задачу, формулировать ее и находить оптимальное решение. Лагерная жизнь – это цепочка педагогических задач. Часть из них можно и нужно предусмотреть, часть – возникает спонтанно. Именно поэтому мы не оглашаем всю программу лагеря (только общую концепцию на первом сборе), а объявляем только о планах на день с утра – на «посиделках». Конечно, программа у нас существует и в большинстве случаев выполняется, но в любой момент мы можем внести изменения, чтобы отработать те проблемы, которые оказались актуальными. А дети – существа дотошные. Если в программе стоит День Нептуна, то хоть снег пойди – они будут требовать выполнения этого пункта программы. Даже если этот Нептун им совсем не нужен. Этим занудством они словно мстят взрослым за их вечную требовательность. Так зачем лишать себя возможности контролировать ситуацию?

Технически составление программы происходит следующим образом. На отдельных небольших листочках пишутся все планируемые дела с четким указанием необходимого времени и количества участников. Затем расчерчивается большой лист – количество столбиков соответствует количеству дней, а строк – три – по количеству блоков в каждом дне. Живем «от еды до еды» — от завтрака до обеда, от обеда до ужина и от ужина до вечернего чая. В каждом блоке должно происходить какое-то событие. Но по продолжительности оно не должно превышать 60% временного отрезка, чтобы оставался запас времени на непредвиденные обстоятельства, отдых, хозяйственные нужды, купание в жаркий день, общение и просто возможность побыть в одиночестве и переварить полученную информацию. Меня умиляет, когда в профильном лагере все носятся, как угорелые, ругают друг друга за нарушение регламента, лишают себя сна, поскольку не успевают все подготовить. Как будто они не сами составляли программу. Или готовят детей к работе в авральных системах? Вместо того, чтобы приучать их к работе системной и продуманной.

Листочки с конкретными делами укладываются в сетку с учетом этапов формирования временного детского коллектива и логики целостной программы. Как ни удобен компьютер, но составлять программу лагеря все же легче вручную, имея возможность перекидывать отдельные дела и видеть всю картину в целом, а главное – в этом случае можно работать командой. Затем проводим сверку по вертикали и по горизонтали. По вертикали смотрим, насколько логичным получается день, соблюдается ли соотношение интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки. По горизонтали – сохраняется ли нарастание интереса. Сами понимаете, после яркого насыщенного дня ребята будут ждать достойного продолжения, и если его не будет – дети испытают разочарование. Хотя иногда такие ситуации все-таки складывались, и их удавалось скорректировать.

В одном из республиканском профильном лагерей первые три дня из десяти ушли на формирование нужной атмосферы. Все еще работая на раскачивание, плюс пытаясь компенсировать плохую погоду, мы использовали яркие креативные игры. Эффект оказался ошеломляющим. Сами дети и педагоги были в восторге, а мы с вожатыми крепко призадумались. Мы-то на такой фейерверк в первой половине смены не рассчитывали. Повторить этот эффект, а уж тем более усилить его, было практически невозможно, а снизить накал означало вызвать разочарование у участников. Значит, размышляли мы, нужно вызвать другое ощущение – не менее приятное, но совершенно иное. И мы решили на следующий день позволить ребятам углубиться в себя, подобрали соответствующие формы. И когда на завтра мы получили желаемое состояние – умиротворенное, медитативное – педагоги, которые привезли ребят и параллельно с лагерем проходили обучение на семинаре, убедились, что педагогическая инженерия – не миф, а реально действующий инструмент.

При всем разнообразии тем, структура лагеря – как организационная, так и психологическая – всегда остается неизменной. При этом диапазон тем достаточно широк.

Еще работая в стационарном лагере, мы усложнили себе задачу, сделав на четыре смены четыре совершенно разных программы. Ничего не мешало нам четырежды прокрутить одну программу, ведь дети в разные смены приезжали разные. Но интересно было самим отработать разный материал. И, надо сказать, те четыре программы, с которых начиналась наша деятельность, успешно используются до сих пор.

Доводилось, уже по заказу, разрабатывать и проводить программы по формированию лидерских качеств, здоровому образу жизни, толерантности. Есть несколько разных вариантов программ по экологии – в зависимости от задачи.

Схема формирования временного детского коллектива – не наше изобретение, она сделана на основе схемы О.В.Немиринского, но мы многократно ее проверили и убедились в эффективности.

Этап первый: «Мы – Они» — самый дискомфортный, но неизбежный этап в жизни лагеря. Когда человек оторвался от привычной жизни, пусть даже добровольно, но ему трудно сразу принять новую реальность. «А у нас в классе…», «А у нас в прошлом году…», «А мы с друзьями…» — то и дело проскакивает в речи ребят. Отсюда и название этапа: есть Мы – я и мое привычное окружение, и есть Они – новые, незнакомые мне люди. Ситуация несколько иная, если ребята уже знакомы. Например, они в течение учебного года занимаются в кружке, клубе или секции, а летом выехали за город. Но и здесь происходит притирка, поскольку в новых условиях люди проявляются по-новому.

Главная задача на данном этапе – помочь ребятам принять новую ситуацию и свою роль в ней. Для этого необходимо дать как можно больше информации о лагере – о режимных моментах, общем содержании программы и т.п. Безусловно, какую-то информацию ребята должны были получить до отъезда, чтобы осознанно принять решение поехать в лагерь. Особенно это касается вопросов дисциплины. Обо всех категорических «нельзя» и о возможных за эти нарушения наказаниях ребенок должен узнать до отъезда в лагерь. В этом случае, поехав в лагерь, он автоматически принимает установленные правила.

Знакомство и обживание требуют особого внимания. Не случайно практически весь первый день ребята проводят в своих группах, чтобы получше узнать друг друга, привыкнуть. Обязательно нужно дать время на то, чтобы разложить вещи, осмотреться. Все это создает чувство защиты. Даже такая мелочь, как наличие бейджиков у педсостава облегчает знакомство.

Ритуал помогает быстрее принять общность.  Это может быть открытие лагеря с поднятием флага клуба, вручением каких-то отличительных знаков; принятие игрового имени; прохождение небольшого испытания по аналогии с инициацией, посвящение новичков. Название группы – тоже знак сплочения. Однако процесс его поиска весьма сложен для только что сформированного коллектива.  Со временем мы поняли, что удобнее всего задавать определенный алгоритм действий, который позволит группе и сплотиться, и подготовить представление, и выбрать название. Кроме того, название должно нести в себе элемент объединения, не должно иметь негативную окраску, должно быть удобным для произношения и для образования звательной формы.

Этап второй: «Я – Они» — период кристаллизации индивидуальности. Во многом она происходит благодаря блоку игр на знакомство в первый день и игре по станциям во второй, где у каждого есть возможность проявить себя. Но второй этап чреват другой крайностью — противостоянием отдельных людей группе. Наша задача – легализовать этот процесс, сделав его менее болезненным. Например, дать похвастаться в рамках игры, и не одному человеку, а всем.

Этап третий: «Я – Ты» — период формирования пар и мини-групп. Ребята уже осмотрелись и выбрали людей, которые им интересны и приятны. Здесь уместны игры на взаимодействие в паре, причем, игры эти направлены на партнерство не только романтического, но и дружеского характера.

Как правило, в стационарных лагерях, где не ведется целенаправленная и грамотная работа по формированию коллектива, а количественные параметры не соответствует оптимуму, процесс достигает этого этапа и останавливается. Есть ядро активистов, которое берет на себя проведение показательных выступлений, а все основное время ребята проводят небольшими компаниями, получая удовольствие лишь от общения и самоорганизации на уровне игры в карты. Но ведь нам с вами этого не достаточно.

Этап четвертый: «Я + Я = Мы» — собственно это тот этап, ради которого мы все и затеваем — когда сформировался единый коллектив, где каждый может реализовать себя. При удачно проведенной работе результат достигается уже к концу третьего – началу четвертого дня. У ребят чувство эйфории может появиться и раньше, когда они уверяют, что стали командой. Однако существуют объективные признаки сформированной команды – выявляются они как посредством наблюдения, так и при помощи игрового тестирования.

Главная проверка – это третий день, критический. Всегда находится человек в группе, который срывается в этот день, устраивает истерику или затевает конфликт, чаще «на пустом месте». Повод всегда найдется, а причина проста – преодолевается незримый барьер. Менее сдержанные дети могут сорваться и в конце второго дня. «Старики» и педагоги, напротив, могут «дотянуть» до 4-го дня, но кризис все равно произойдет, и лучше его легализовать и нейтрализовать. Каким образом? Прежде всего, быть к этому готовым, принять как должное. Спокойно разобрать конфликт, провести корректирующую игру по нейтрализации негатива.

На определенном этапе, когда группы уже сплотились, неплохо дать им возможность повзаимодействовать с ребятами из других групп, может быть, на какую-то игру перемешать, это укрепит интерес к программе. Стремление к экспериментам – признак комфортности.

В принятой у нас структуре дня многое может показаться спорным, я не настаиваю на использовании именно наших установок, но постараюсь аргументировать наш выбор. Уверена, что во многом ощущение «семьи на даче», как говорят сами дети, возникает, благодаря режимным моментам.

Мы никогда не делаем ранний подъем. Во-первых, это каникулы. Во-вторых, у северных детей и так иммунитет снижен, пусть поспят. В-третьих, у нас не производство, станки не простаивают, а стало быть жесткость не оправдана. Собственно, и подъема как такового нет. Объявляется только время завтрака. Как правило, это 10 часов. Дальше каждый решает сам, во сколько ему вставать. Мы все собираемся по-разному. Кому-то нужно навести марафет, а кому-то достаточно ополоснуть лицо под умывальником. Зачем же будить всех стадом? В наше время практически у всех есть мобильные телефоны с функцией будильника. Есть ребята, которые просят их разбудить, но и здесь ограничиваемся одной попыткой. Не успел на завтрак – жди обеда. Самое действенное средство, но до этого доходит крайне редко. Таким образом воспитывается самоорганизация, которой детям катастрофически не хватает.

Зарядка – камень преткновения во многих лагерях. В стационарных лагерях мы проводили зарядку по выбору – спортивная, танцевальная, игровая. В профильных – оставляем это на усмотрение самих участников. Нельзя заставлять делать то, что само по себе полезно. И бесполезно жесткими требованиями вводить физическую нагрузку, которая завершится вместе с окончанием лагеря. Всегда находятся желающие совершить утром пробежку или искупаться. Главное, чтобы среди добровольцев был кто-то из взрослых. Любопытно, что день ото дня количество желающих делать зарядку возрастает – и заметьте, без всякого насилия. Не исключено, что у некоторых это закрепляется и в повседневной жизни, поскольку построено на позитивных ощущениях.

Про «посиделки» я уже упоминала, когда говорила о программе. Они проходят по группам или всем составом лагеря, если народу немного, как правило, сразу после завтрака. Оглашается программа дня, и решаются оргвопросы, например, о дежурстве.

На уборку комнат мы вообще не отводим специального времени. Его достаточно в течение дня. Да и веник с совком, как правило, один на несколько комнат – одновременно делать уборку все равно не получится. Плановых проверок чистоты не проводим. Однако находим возможность ненавязчиво оценить чистоплотность участников. Например, есть у нас такая вещь как «позорный ежик» — странная резиновая игрушка – красный ежик с розовыми иголками. Объявляется, что ежик этот испытывает стыд за тех, у кого этого чувства не хватает. Ежик появляется в тех местах, где обнаружена грязь или беспорядок. Задача человека, ответственного за эту территорию — исправить оплошность и вернуть ежика врачу или начальнику лагеря.

Тихий час вводится, если хотя бы один участник на этом настаивает. Это не значит, что все должны спать. Просто дается возможность поспать тем, кто в этом нуждается. Остальные занимают себя сами чем-то тихим и находятся в поле видимости – на веранде или на поляне перед домом. Загорают, читают, пишут, слушают музыку в наушниках. В конце концов, всем нужна передышка, чтобы при нашей насыщенной лагерной жизни, была возможность переварить уже полученную информацию.

Подведение итогов дня – обязательный и очень важный элемент лагеря, так называемая рефлексия. Мы называем это Кругами. Само слово Круг определяет форму – ребята садятся в круг, чтобы каждый видел каждого, и обсуждают прожитый день. Малый Круг – это обсуждение внутри группы, где высказывается каждый. Из этих выступлений складывается групповое мнение, которое до всего лагеря доносит кто-то один. Важно, чтобы выступающий на Большом Кругу от группы был каждый раз новый, чтобы как можно больше ребят попробовали себя в этой роли. Уже понятно из контекста, что Большой Круг – это то же самое обсуждение дня, но уже на уровне всего лагеря. Здесь, кроме групповых мнений, могут звучать и мнения личные – в качестве дополнения.

Что кроется за этой формой? Ребята учатся формулировать свои мысли и чувства, анализировать события и поступки. Это трудно. И поначалу все ограничивается банальным «день мне понравился» или «не понравился». А вот почему? С этим уже сложнее, но вопрос этот нужно задавать снова и снова. «Что именно не понравилось?», «А что ты чувствовал, когда участвовал в представлении?», «Какой момент был для тебя сегодня самым трудным?». Качество Малого Круга во многом зависит от вожатого.

Ни в коем случае нельзя оценивать высказывание. Можно объяснить, пояснить, расшифровать, но не оценивать. Лучше, когда начинает Малый Круг кто-то из «стариков», чтобы задать тон. А вот завершать обязательно должен вожатый или педагог, который работает с группой, чтобы была возможность что-то объяснить, скорректировать.

Насколько трудно воспринимаются Малые Круги в первые дни, настолько ребята привыкают к ним впоследствии. Иногда, отвечая на вопрос ребят в первые дни: «Зачем он нужен – этот Малый Круг?», спрашиваю: «А часто взрослые интересуются, как у вас прошел день? Что вы чувствуете? Чего хотите?». Опускают глаза: «Не часто», «Редко», «Никогда». «Так неужели такое внимание неприятно?». Дети, чьими делами дома интересуются регулярно, как правило, спокойно принимают Круги.

Большой Круг важен по-своему – он позволяет увидеть свою группу на фоне других, ощутить свое единство. Да и не завершается без Большого Круга цепочка: высказывание собственного мнения в группе – донесение мнения группы на уровне лагеря – высказывание собственного мнения на уровне лагеря.

Вообще высказывание участником своего мнения на Большом Кругу является одним из показателей выхода на четвертый уровень формирования коллектива. «Старики»-то и с первого дня начнут говорить «от себя», а вот для новичков это испытание. Когда лагерь собран из новых ребят, несколько дней вопрос ведущего «Кто-то хочет добавить от себя?» повисает в воздухе. И все-таки я задаю его снова и снова, после оценки каждой группы. Задаю буднично, не акцентируя внимание. И, как правило, на четвертый день прорывает. И не одно личное высказывание, а сразу 7-8.

Иногда «прорывы» происходят и на Малых Кругах, когда те, кто отделывались дежурными фразами, вдруг начинают говорить. Или возникает спорная тема, требующая тщательного разбора. Что делать? Ведь порой одна группа задерживает остальных. Но у нас правило: Малый Круг – это святое. Группа имеет столько времени на внутренние обсуждения, сколько ей нужно. Остальные, чтобы не ждать в праздности, поют под гитару или играют.

На Малом Кругу реализуется и механизм поощрения. Самый распространенный – выбор Героя Дня.   Обсуждая прожитый день, каждый может выдвинуть претендента на это звание, аргументировав свой выбор. Кандидатуры обсуждаются, и решение группы оглашается на Большом Кругу.

Есть в Кругах и чисто организационный момент – они гасят активность. Осознание того, что прожит длинный, насыщенный день, вызывает естественную усталость. Сел, подумал – все равно, что нажал на тормоз.

А вообще проблемы с отбоем решаются довольно просто. Во-первых, он у нас достаточно поздний, но зато уже железно. Нарушение влечет за собой смещение отбоя на полчаса вперед. Ребята знают об этом заранее и соглашаются. Таким образом, удается переложить на них ответственность за их поведение, а не превращаться в жандарма. Вообще правильный подбор действий позволяет добиться большего эффекта, чем приказы и упреки.

Игровые технологии – основа наших лагерей. Вообще мы делим все игры на 20 видов. Часть из них, необходимы в любом профильном лагере, часть – используются в связи с темой лагеря. Скажем, игр на знакомство опубликовано довольно много, но сваливаются они все в кучу, тогда как процесс знакомства в группе проходит в несколько этапов, и для каждого из них важно подобрать нужные игры. Итак: простой контакт – представление по именам — узнавание и сближение — закрепление имен. Не стоит дублировать игры одного направления, разве что на узнавание и сближение можно дать несколько игр. Из нескольких игр, выполняющих одну задачу, выбор следует делать, исходя из интеллектуального уровня ребят и их готовности играть.

Игры на согласованность в группе являются завершающим этапом знакомства. Но мы выделяем их в отдельный блок, так как они могут использоваться и самостоятельно. Есть еще игры на согласованность в паре, корректирующие игры и оценочные. О последних чуть подробнее. С одной стороны у ребят есть сильное желание узнать, что думают о них другие, с другой – страшно услышать о себе что-то нелицеприятное. Учитывая ранимость возраста, мы используем довольно мягкие формы, когда у человека есть возможность получить информацию о себе, но не озвучивать ее перед всей группой.

Часто преуспевающие люди или организации говорят: «Делай, как я (мы) и ты добьешься успеха» при том, что разные люди (или организации) могут поступать прямо противоположно, но при этом быть одинаково успешными. Почему такое возможно? Разные условия, разные способности и т.п.

Важно различать понятия «модель» и «принцип». Перенимая модель, мы занимаемся копированием. Осознавая принцип, мы тем самым абстрагируем данный конкретный опыт и, исходя из наших конкретных условий, формируем нужную нам модель.

Рассказывая о своем видении организации профильных лагерей, я хотела поделиться, прежде всего, принципами. Пятилетний (на тот момент) опыт Педотряда по проведению профильных лагерей обобщен в практическом пособии «Эффективная педагогика: профильный лагерь».

Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>