Вышивка с изнанки

 

Если ребенок выбрал занятие керамикой или вязание крючком, это не значит, что ему необязательно уметь выстраивать активное общение. А можно ли развивать это здесь же – в прикладном кружке? Можно ли разработать программу, в которой приобретение практических навыков сочеталось бы с развитием логики и творческого воображения, умением общаться?

 

 

 

Может прозвучать парадоксально, но прикладное творчество – очень удобный повод разобраться с психологическими проблемами. Разговор «на ровном месте» выстроить сложно, а сделанная своими руками вещь позволяет подступиться к теме более естественно. Кроме того, это то самое действо, та материализация, которой часто не хватает при прорабатывании серьезных тем.     Возьмем, к примеру, вышивание, хотя это могло бы быть вязание крючком или плетение из бисера. Дело не в виде деятельности, а в стиле преподавания.

 

Повязаны одной ниточкой

или Как оживить знакомство

«Когда-то бабушка научила меня вышивать. И теперь мне это очень помогает. Я могу сделать свою одежду необычной, благодаря вышивке. И у меня нет проблем с подарками для моих друзей и родных. Поняв, что я научилась вышивать достаточно хорошо, я захотела научить этому еще кого-нибудь. Поэтому я стала руководителем кружка». С такого откровения, по идее, должно начаться знакомство в только что сформированной группе. Точнее, не с самого откровения, а с игры, которая называется «Клубок».

Участники садятся в круг. Ведущий держит в руках клубок толстых ниток. Бросая клубок одному из участников, он произносит свое имя и говорит, зачем он здесь. И так – пока все участники не окажутся «опутанными». Тогда  ведущий слегка тянет нитку и спрашивает, кто из участников чувствует натяжение нити. Просит кого-то из участников сделать то же самое. Так же и настроение каждого из участников будет сказываться на работе группы. Затем клубок нужно смотать обратно. При этом каждый обращается к своему предшественнику по имени, прежде чем кинуть ему клубок, и высказывает пожелании в соответствии с ожиданиями этого человека.

При всей простоте, эта игра очень многопланова. Во-первых, это знакомство, причем, на втором этапе происходит закрепление имен в памяти. Во-вторых, вы получаете возможность проследить мотивацию выбора. В-третьих, вы демонстрируете образ взаимодействия, да еще и через физическое ощущение. В-четвертых, на втором этапе игры вы можете увидеть, кто в группе слушает других, а кто думает, что будет говорить сам. Отсюда направленность – на себя или на других. Это не хорошо и не плохо, это как есть. Просто важно это знать. Потому что, если человек ориентирован на себя, бесполезно мотивировать его успехом всей группы, придется искать внутренний мотив. И очень важно, чтобы именно вы рассказали о себе первым. «Золотое правило»: прежде, чем ждать открытости от другого, откройся сам.

Хорошо бы в конце курса вернуться к этому клубку и вспомнить свои ожидания, оценить, насколько они оправдались. Момент такого повтора очень важен. Это признак логичности программы, ее выстроенности и законченности. И чтобы эти мелочи не терялись в течение года, хорошо бы план занятий составлять не линейно, а пространственно, по типу еженедельника, когда есть возможность делать пометки для занятий, которые пройдут через месяц, два, а то и полгода.

Итак, знакомство состоялось, пора переходить к инструментам и материалам. Тема, прямо скажем, не самая занимательная, впрочем… Можно просто перечислить предметы, необходимые для вышивания, а можно начать с вопроса.

 

Что появилось раньше – иголка или одежда?

или История об игле и булавке

Вопрос не праздный. Разве можно сделать одежду без иглы? Нет! Это в понимании современного человека. Но ведь первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб и протаскивая сквозь полученное отверстие нитку. То есть сначала появилось шило и крючок, а потом уже осколками кремния – очень твердого камня – в шиле высверлили ушко и получили иглу. И только через много тысячелетий на смену костяным иглам пришли бронзовые, потом железные. И только около 600 лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.

Нехитрая, в общем-то, история, поведанная С.Поповой в серии «Истории вещей» в отрывном календаре 1992г., а простая иголка вдруг оказывается примером развития человеческой мысли. А взять хотя бы булавку – такую же острую, как игла, только без ушка, а значит, нитку в нее не вдеть. Для чего же служит булавка? Ну, конечно, для временного скрепления деталей. При необходимости ее можно легко вынуть. А что могло служить первыми булавками, их прообразом? Шипы растений. Не случайно в некоторых языках слово «булавка» происходит от латинского «шип» или «колючка».

А вот о ножницах разговор легче начинать с загадки…

 

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик

или История о ножницах

Простая загадка, простая конструкция. А вот три с половиной тысячелетия назад такая загадка оказалась бы не по силам и взрослому человеку, поскольку ножниц тогда просто не существовало. Резали все ножом. Слава человеку, который однажды соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы – для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи». А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про который и сложена загадка.

Гениальность ножниц не только в том, что двумя ножами легче резать, чем одним. Всякий инструмент, состоящий из двух половинок, скрепленных в одной точке – рычажный инструмент. И первая особенность этого инструмента заключается в том, что, когда ты прикладываешь к его ручкам сравнительно небольшую силу, на рабочей части возникает сила очень значительная.

Все, что происходило с ножницами потом, было лишь усовершенствованием созданного. В настоящее время существует большое разнообразие ножниц: бытовые, портновские, садовые, маникюрные, медицинские, овечьи и многие другие, без которых человеку не обойтись. Но слава человеку, который придумал первые ножницы, потому что первым быть всегда труднее.

 

Происки темных сил

или Как сделать занимательным инструктаж по технике безопасности

Как далеко в прошлое забрели мы, взяв в руки такие обычные предметы… Но вернемся в день сегодняшний. А сегодня нам важно научиться пользоваться этими предметами так, чтобы не причинить себе вреда. Инструктаж по технике безопасности – что может быть скучнее. Может быть, игра «Ужастики» поможет это изменить?

Участники придумывают жуткого персонажа, и кто-то из группы берется его сыграть, набрав себе соответствующую команду. Но злу, как положено, противостоит добро. Участники выбирают образ защитника и его команду. Таким образом, участники разделились на две команды – темные и светлые силы. А теперь представим человека, который решил заняться вышиванием (лучше, если его роль сыграет воздушный шарик).    Темные силы пытаются предположить, что может случиться с незадачливым новичком, а светлые, в свою очередь, стараются его защитить. Задача ведущего следить, чтобы действия светлых сил не ограничивались одними «нельзя», а обязательно звучало – как избежать травм? И что делать, если что-то все-таки случилось?

В ходе игры моделируется ситуация, когда девочка бросила на стол иголку, не заметила ее и укололась. Что нужно сделать, чтобы такого не произошло? Нужна игольница. Это тема следующего занятия.

Можно закрепить образ защитника – сделать его материальным и хранить в комнате для занятий как оберег. Сделать его можно в виде куколки из ниток или странного существа из обычного лоскутка, набитого ватой и затянутого ниткой, как воздушный шарик, с пуговками вместо глаз. Пусть каждый сам придумает образ и название для своего оберега.

 

Посылка от спасителя

или История наперстка

Удивление – одно из самых замечательных явлений в жизни человека. В этот момент человек открыт. Удивите детей в начале занятия, и все, что вы скажете потом, ляжет на благодатную почву. Почему бы не начать новое занятие с… посылки от нашего спасителя? Маленькая красивая коробочка, а в ней непонятная вещь. Круг из плотной кожи диаметром 4 см, внутри которого сделан полукруглый надрез диаметром 2 см, то есть в сантиметре от края. Что это? Интересно, догадаются или нет? Если нет, придется открыть тайну — это древний наперсток. Взяв в руки острую иглу, человек непременно должен был подумать, как оградить себя от укола.

Конструкция предельно проста и удобна. Наперсток надевается надрезом на палец, словно шляпа, защищая подушечку пальца от укола иглы. Когда появились наперстки в их нынешнем виде, сказать сложно. Известно только, что в середине века уже были мастера, занятые исключительно изготовлением наперстков. Значит, их требовалось много, и они широко использовались. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрел универсальный станок для изготовления наперстков любого вида и размера. А в конце XIX века наперстки стали столь широко популярными, что их начали продавать и в качестве сувениров.

А теперь сделаем еще одну вещь, которая убережет нас от неприятностей — игольницу.

Божья коровка на листе и колючий ежик

или Как сделать оригинальную игольницу и оценить ее

Какой формы может быть игольница? Квадратная, круглая, овальная… А если сделать игольницу в виде звезды? Не удачная идея. Слишком сложная и непрактичная форма. Тогда вернемся к исходным формам, но постараемся придать им несколько необычный вид. Сердечко, яблоко, груша… А из чего будет игольница? Из ткани, набитая ватой или синтепоном. А что еще можно использовать? Во что легко втыкается иголка? В паралон. Только его лучше обтянуть тканью. И в качестве опоры придется использовать картон. Шляпка, божья коровка на листе или ежик… Ежику даже колючки не придется делать – их роль выполнят воткнутые иголки.

Фантазия – это замечательно. Но давайте посмотрим, какие у нас есть лоскутки. А то ведь придумать можно все, что угодно…

Что мы с вами сейчас сделали? Это уже между нами, педагогами. Мы освоили механизм выполнения задания. Определили функцию вещи, выбрали форму, подобрали материал. По этой схеме делается любая вещь. Не забудьте обратить на это внимание детей.

Когда работа завершена, выложите свои творения на стол. Какие разные! Давайте посмотрим, какие здесь есть удачные находки. Маша сделала свою игольницу в виде рыбки. Мы вместе до этого не додумались, это она уже сама придумала. А посмотрите, как удачно Ксюша выбрала ткань для своей игольницы, использовав рисунок – крупную яркую ромашку – делать несложно, а смотрится эффектно. А Лена сделала на своей игольнице петельку, и теперь игольницу можно не только держать в коробке или на столе, но и вешать на гвоздик…

Обсуждение работ дает возможность отметить каждого. Заниженная самооценка – одна из самых распространенных психологических проблем у детей. Нужно использовать каждую возможность для похвалы. Но! Только когда для этого есть повод. Беспочвенная похвала может только навредить.

 

Изготовление коробочки для рукоделия проводится аналогично изготовлению игольницы

— определить функцию, зафиксировать на бумаге – какие отделения и под какие предметы понадобятся;

— исходя из этого, определить размеры коробки, начертить схему отделов (там же, в коробке можно поселить и обереговую куколку)

— подумать об оформлении.

 

Аукцион идей и последний узелок

или Как показать различные виды швов и красиво завершить занятие

Чем будем удивлять на этот раз? Опять коробочка. Но содержимое ее останется загадкой до конца занятия, потому что это приз. А достанется он тому, у кого окажется самая богатая фантазия.

У каждого в руках кусочек хлопчатобумажной ткани, мулине и иголка с ножницами. Все – как бегуны на стартовой линии, у всех равные возможности. А вот дальше все зависит от знаний и фантазии. Кто видел по телевизору, как проводятся аукционы? Вот сейчас мы и проведем такой аукцион – аукцион идей. Итак, начальная цена лота… то есть начальная идея – шов вперед иголку, самое простое и быстрое. Кто-то предлагает шов назад иголку. Чем он отличается от предыдущего? Ага, он более прочный. А для чего он использовался? Для сшивания двух полотен. Мы же занимаемся вышивкой, нам важна декоративность шва, его красота. Так какие будут предложения? Нельзя ли как-то использовать уже сделанный нами шов вперед иголку? Оказывается, можно обвить его ниткой другого цвета. А можно проложить параллельно второй и соединить их змейкой, продевая иголку под пунктиры поочередно. А можно… Да что я вам рассказываю? Швы вы знаете не хуже меня. Задача сделать каждый из них открытием. Только давайте договоримся пока не трогать швы через край, они нам пригодятся на другом занятии.

Разобравшись со строчками, давайте вместе подумаем, как создать на полотне «закрашенное» пространство? Можно наметить контур и планомерно заполнять его гладью – техника довольно трудоемкая. Зато позволяет вышивать настоящие картины с переходом цвета, с вырисовыванием плавных линий.

Хорошо, если есть возможность показать образец, и не на картинке, а живьем, пусть поахают. А можно ли схитрить? И пространство закрыть, и не тратить столько ниток и сил? Конечно! Вышивка крестиком. Двумя перекрещенными стежками мы перекрываем целый квадрат. Тоже ведь изобретение. А можно сделать не четыре, а восемь стежков, квадрат получится более плотный – так называемый «болгарский крестик». А можно наоборот, сократить количество стежков, оставить только один, но пустить его под наклоном – косой гобеленовый     шов. Но его лучше выполнять толстой шерстяной нитью.

А что, если сделать петельку и закрепить ее? Стебельчатый шов… Так, шаг за шагом, мы не просто осваиваем новые швы и создаем коллекцию, а и видим, как безграничны возможности, если дать волю фантазии. И ведь кто-то придумал это и поделился с другими. И не страшно, если то, что ты якобы придумал сам, оказывается, уже существует. Главное, что ты способен придумывать, а значит, однажды сотворишь то, чего до тебя не было. Фантазия тоже  требует тренировки. Так кто же среди нас сегодня оказался самым большим выдумщиком? Он оказался самым богатым на идеи на нашем аукционе и по праву получает подарок. Важно, чтобы победителя определил не руководитель, а группа. А чтобы сделать это было проще, лучше ввести какие-нибудь жетоны, которые каждый получит за свое предложение, тогда в конце занятия останется только подсчитать их количество. Да, победитель один, но разве все остальные уходят без подарка? Разве кусочки ткани в руках каждого, на которых мы собрали все наши идеи – не наш подарок друг другу?

Красивая концовка занятия – это как заключительный аккорд, он должен быть ярким.

Хорошо в конце занятия провести небольшое обсуждение по итогам. Его тоже можно обыграть. Например, назвать «потайным кармашком». Что каждый положил в этот кармашек, какой момент занятия оказался для него открытием?

В прикладных кружках концовки занятий часто смазаны, и на то есть объективные причины. Кто-то справился быстрее и уже собрался домой, кто-то еще дошивает, кто-то подходит к преподавателю за советом. Важно уловить момент, когда основной объем работы выполнен. Пусть кто-то еще задержится, но окончание занятия должно быть четко обозначенным, иначе остается ощущение незавершенности.

 

Указ французского короля

или История носового платка

Итак, дети расселись по местам и ждут начала занятия. Давайте спросим, у кого из них есть при себе носовой платок? Ба, оказывается, вы исполняете Указ французского короля Людовика XVI, изданный 23 сентября 1784 года! Выдержите паузу, пусть удивятся. Согласно этого Указа «длина носового платка должна равняться его ширине». Но отче вдруг возникла необходимость в таком распоряжении? Чем не устраивал Людовика XVI овальные платки, популярные в то время? Ну да, конечно. Возьмем квадрат цветной бумаги – якобы кусочек ткани, и наложим на него круг из бумаги другого цвета – якобы готовый носовой платок. Что мы видим? Чуть меньше половины ткани уходит в обрезки. Безобразие! Оказывается, и короли могут заботиться об экономии.

Носовой платок – еще один обычный предмет из нашего обихода. Первые сведения о нем относятся к 3 веку до нашей эры. Греческие и римские патриции пользовались платком во время обильных пиров, поскольку при этом с них пот катился градом. Затем носовой платок исчезает на время и появляется в средние века, сначала в Италии, а потом и в других странах Европы. Особенно носовые платки были популярны во Франции во времена царствования Филиппа IV Красивого (1285-1314). Правда, тогда платки были принадлежностью лишь дамского туалета и были разновидностью веера.

Позднее ими стали пользоваться и мужчины. Дамы держали платки в руке, кавалеры – в специальном карманчике. Вообще-то платков следовало иметь два: один – декоративный – выставлялся напоказ, в другой использовался в практических целях и прятался во внутренних карманах.

Платки были большими и маленькими, тонкими и плотными, их украшали кружевами и вышивкой, их пропитывали духами. Дама, проходя мимо кавалера, как бы нечаянно роняла платок, тем самым выделяя его из всех присутствующих. Кавалер галантно поднимал платок и возвращал его даме. Касанье рук, обмен взглядами… А сколько раз платки с монограммой оказывались уликами при раскрытии преступлений или причиной сцен ревности. Платок с монограммой – вещь интимная, ее либо держали при себе, либо дарили избранному. Почему бы и нам не сделать такой платок? Но прежде чем мы вышьем на нем свою монограмму, необходимо сделать сам платок, то есть обшить кусочек ткани.

Далее мы показываем детям несколько различных кромочных швов, из которых каждый потом выберет какой-то один, выполняя образцы каждого шва.

 

Веселье через край

или Как оживить занудство кромочных швов

Освоив кромочные швы на предыдущем занятии, начинаем обшивать свой платок. И уже сейчас озадачиваем ребят монограммами, которые украсят наше изделие после того, как край будет обработан. Важно, чтобы они тщательно продумали рисунок. Будут ли это просто начальные буквы их имени и фамилии, или они используют готический шрифт, а, возможно, захотят дополнить буквы орнаментом.

Обшивание платка – занятие долгое и довольно однообразное. Неплохо бы его оживить игрой, в которой будет использован все тот же носовой платок. Игра на сообразительность. Спросите, кто любит разгадывать головоломки. Таких ребят может оказаться несколько. Пусть они ненадолго выйдут из комнаты. Оставшимся объясняем суть игры. Участники садятся в круг и, передавая друг другу платок, произносят фразу «Я поеду в Петербург и возьму с собой… (называется любой предмет)». Если участник говорит «на» при передаче платка, педагог подтверждает: «Ты поедешь в Петербург». Если же «волшебное» слово не прозвучало, участник «остается дома». Задача тех, кто решился разгадать эту загадочную игру, — понять закономерность. Сделав предположение, разгадывающий участник может тут же его проверить. Угадав, в чем хитрость, участник просто вливается в игру, дав возможность и остальным догадаться.

 

Еще одно полезное изобретение

или Пара слов о пяльцах

 К этому занятию ребята должны принести эскиз (или несколько эскизов) монограммы для своего носового платка. Каждый рисунок обсуждается и с точки зрения техники вышивки (возможно, придется внести коррективы), и с точки зрения содержания. Это ведь не просто рисунок, это небольшой рассказ о себе. Не нужно торопиться, здесь главное – дать каждому выговориться.

В практической части занятия пробуем выполнять необходимые для монограммы швы не на носовом платке пока, а на пробном лоскутке.

Для этого нам пригодятся пяльцы – тоже, кстати, очень полезное изобретение. Попробуйте-ка вышивать, держа ткань на весу незакрепленной. А как можно ткань закрепить, если не на пяльцах? Чем пяльцы оказались удобны? Тем, что можно закрепить ткань, не повреждая ее. А, кроме того, можно, используя небольшие по радиусу пяльцы, которые удобно держать в руках, вышивать большие полотна за счет перемещения вспомогательного инструмента.

А вот теперь нанесем рисунок на ткань платка и приступим к вышиванию.

И да, и нет

или Канва как пример решения изобретательской задачи

 Сегодня мы с вами воспользуемся вещью, которая таит в себе противоречие. И да, и нет. Такого не бывает, скажете вы: или одно, или другое. А если нам все же нужно и то, и другое? Изобретательская задача. Эта задача уже решена, но мы все же повторим еще раз этот путь, чтобы лишний раз удостовериться, насколько изобретателен человек.

Итак, сегодня мы будем вышивать крестиком. Берем кусочек ткани, нитку, иголку и вперед! Сделав несколько крестиков, выясняем, в чем главная сложность. Трудно добиться того, чтобы крестики были ровными. Вот бы разлиновать этот кусочек ткани. Или наложить сверху трафарет. Это реально. Давайте воспользуемся кусочком современного тюля, таким, где идет просто сетка. Ага, вышивать стало гораздо легче. Но возникает новая сложность. Сетка удобна при вышивании, но совсем не нужна в готовой работе. Вот оно противоречие. Сетка нужна и не нужна одновременно. Для разрешения противоречий существует прием разделения двух противоречивых свойств – во времени или пространстве. Давайте еще раз сформулируем проблему. Сетка нужна при вышивании и не нужна, когда работа закончена. Теоретически мы можем развести два свойства во времени. Но как убрать сетку после вышивания, если мы пришили ее крест на крест к ткани?

Канва – замечательное изобретение. Сетка, которую после работы можно без проблем выдернуть по ниточке. Накладываем канву на ткань, делаем небольшой рисунок, а затем выдергиваем оп ниточке.

Но ведь человек и на этом не остановился! В изобретательстве есть такой прием – совмещение. Что если совместить канву и ткань? То есть, чтобы канва сама служила фоновой тканью? Для этого лишь нужно придать ей нужный цвет. Пожалуйста (демонстрируем канву разных цветов и размеров клеток)! Более того, канву сделали жестче, так что вышивать по ней стало удобнее, можно и без пялец обойтись.

Конечно, можно было сразу дать современную канву и объяснить, почему она лучше. Но не пройди дети весь путь «собственными руками», вряд ли они оценили бы до конца столь незначительное на фоне всеобщего прогресса изобретение.

В процессе вышивания можно сделать перерыв и поиграть в игру «Цепочка противоречий».

Ведущий говорит, например: «Сегодня идет дождь – это хорошо, потому что после этого расцветают цветы». Второй участник подхватывает лишь вторую часть предложения, оценивая ее отрицательно: «Цветы расцветают – это плохо, потому что у многих людей на цветы аллергия». Третий, опять же, берет лишь вторую часть, на этот раз, делая ее положительной: «У многих людей на цветы аллергия – это хорошо…» и т.д. Важно постоянное переворачивание ситуации «хорошо» и «плохо».

 

Письма осени

или Как самостоятельно разработать рисунок для вышивки

 Для этого занятия понадобятся настоящие кленовые листья. В лучшем случае можно вместе с ребятами выбраться в парк, чтобы каждый мог выбрать себе тот лист, который поразил его своей цветовой гаммой. Если такой    возможности нет, можно самому набрать разных листьев заранее и засушить, а уже на занятии дать ребятам выбрать, какой именно лист из предложенных они захотят увековечить в своей работе.

Итак, каждый держит в руках настоящий кленовый лист, словно картинку, нарисованную самой природой. Но как сделать эту картинку рисунком для вышивки?

Выдаем каждому лист в клетку, на котором нанесен контур кленового листа. Теперь из разного цвета мулине каждый выбирает те нитки, которые способны хотя бы приблизительно передать цвет выбранного листа клена. Задача ребенка   самостоятельно распределить цветовые участки таким образом, чтобы вышивка максимально напоминала реальный лист. Таким образом, мы учим ребенка переводить образ в плоскость конкретной техники рукоделия, ведь даже среди видов вышивки у каждого есть свои законы, свои ограничения. И разве только у вышивки? Это своего рода обучение игре по правилам.

Не нужно торопиться. Скорее всего, вышивание затянется на два занятия. И пусть. Нам ведь важно потом внимательно разглядеть каждую работу, сравнить ее с оригиналом и оформить каждый листик в общее панно «Письма осени». И непременно нужно эти письма «прочитать». Но лучше уже на следующем занятии, когда работа «отстоится». И для тренинга можно сначала дать «художественные кляксы».

Ребятам предлагается нанести кисточкой на стекло (можно использовать плотный прозрачный материал) абракадабру, приложить к рисунку чистый лист бумаги, аккуратно снять его и дать высохнуть. Можно сложить листок вдвое, сделав зеркальный рисунок. Главная задача: разглядеть, что изображено на полученном рисунке, а это уже потребует фантазии.

 

Психологический зоопарк

или Как использовать знаки зодиака для самопознания

 У вас в журнале есть даты рождения кружковцев, значит, вы без труда можете определить, какой тотемный знак соответствует их году и месяцу рождения. Спросите их об этом в начале занятия. Уверена, они назовут свой знак по восточному календарю.

Нет знаков хороших или плохих, все зависит от человека – что проявится в нем. А вообще, вы верите в гороскопы? Пусть ребята выскажутся. Не важно, верят они или нет. Для нас это повод поговорить об их чертах характера, о способности управлять своими поступками.

А почему бы нам не вышить свои знаки зодиака? Благо, найти их рисунки в журналах по вышивке – не проблема. Каждый выполняет свою вышивку, а потом мы вставим их в рамки-окошечки и по каждой картинкой напишем имя и дату рождения, так что у нас получится календарь дней рождения, и тогда мы точно не забудем поздравить именинника.

Это еще один важный момент – вышивка не должна выполняться ради вышивки, это всегда должно иметь практический смысл. Нельзя допустить, чтобы работы, повалявшись, оказались в мусорном ведре за ненадобностью. А значит, мы должны сразу продумывать, где может быть использована та или иная вышивка, оформить ее, придать ей законченный вид.

 

«Мы — души игрушек…»

или Как подбирать рисунки для вышивок

 Не пора ли поговорить о реальных работах? И вовсе необязательно, что тема эта должна возникнуть лишь после того, как мы сделали груды образцов разных видов вышивки. Напротив, есть смысл чередовать закрепление уже освоенных стежков с освоением новых.

Подбор рисунков для вышивки в кружке – задача особая. С одной стороны, это должна быть небольшая работа, чтобы не растягивать ее на несколько занятий. С другой – лучше, если все выполняют не один и тот же рисунок. Но тогда рисунков должно быть много, причем – равных по объему работы. Скажем, как на занятии с монограммами или знаками зодиака.

На этот раз постараемся подобрать рисунки детских игрушек – мишка, мячик, лошадка, пирамидка, кукла…

У Юрия Устинова есть замечательная песня:

Мы – души игрушек, заброшенных вами когда-то.

Мы очень вас любим…

Когда наступает зима, мы греем подушки ночами,

Мы ваши кроватки качаем, в чужие не ходим дома.

И знаем, сквозь времени лед, что все вы – по-прежнему дети,

Давайте же плакать о лете метельную ночь напролет.

Пусть все начинается вновь. Опять мы — дружок и подружка,

Опять мы – Наташка, Андрюшка, мы – Вера, Надежда, Любовь.

Пусть каждый расскажет, какую игрушку он больше всего любил в детстве. Может быть, она сохранилась до сих пор. Что значит игрушка для человека?

А можно развить эту тему дальше. Пусть ребята расспросят своих родителей – какие игрушки те любили в детстве. Представьте, как было бы здорово, найти рисунок любимой игрушки мамы или папы, вышить ее и сделать из не открытку на день рожденья. По-моему, очень трогательно.

Или приурочить такое задание к родительскому собранию, если оно предусмотрено по программе.

 

Уже с порога (послесловие)

 Неважно, что появляется вначале – интересный рисунок для вышивки или потребность в разговоре на конкретную тему, важно, чтобы потом находилось недостающее звено, чтобы они всегда шли в тандеме – рассуждения, эмоции и работа руками.

Рынкевич Ирина

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>