Чего боится отличник?

 

По роду деятельности мне часто приходится видеть старшеклассников, которые выиграли районные конкурсы исследовательских работ и представляют их на республиканских конференциях, а лучшие – и на российских. Казалось бы, успешные ребята, достигающие результата, однако нередко и они вызывают тревогу.

 

 

 

Кто-то привык, что ему всё легко дается, и теряется, столкнувшись с трудностями. Кто-то не верит в свои силы и отступает там, где мог бы победить. Кто-то считает, что все обязаны ему помогать во время подготовки работы, но забывает о благодарности, став победителем.

Проводя педагогическую секцию во время конференций, я призываю педагогов обращать внимание не только на результативность выступлений, но и на личные качества ребят, на устойчивость навыков.

В конце минувшего учебного года ребята, завершающие трехгодичное обучение в Малой Академии Природы, писали учебные исследовательские работы. Одна из выпускниц факультета психологии – Анастасия Косенкова из Ряймеля – решила изучить боязнь неудачи у успешных старшеклассников. Для начала провела опрос (диагностика Т.Эслера) 100 школьников в возрасте 14-17 лет, которые являются хорошистами и отличниками. 20% опрошенных показали высокий уровень страха перед неудачей, а еще 20% — очень высокий.

Интервью дало некоторые разъяснения. Двое из двадцати опрошенных признались, что отказались бы от участия в конкурсе (олимпиаде, соревновании, конференции, публичном выступлении), если они не уверены, что победят. Вот в чём опасность этой боязни – человек может отказаться от реализации своих планов, имея все шансы на успех, только потому, что в этом успехе не уверен. Я знаю немало примеров, когда люди из страха выбирают более доступную специальность, лишая себя возможности заниматься любимым делом.

Основным мотивом в поведении таких людей становится ожидание неприятностей. Но ожидание провала тоже может вызывать разную реакцию: один более тщательно готовится, а другой… просто отказывается от затеи. Боязнь формируется в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встретили одобрения у родителей. Поселившись в душе ребенка, страх сопровождает его и на протяжении всей взрослой жизни. Человек сам себе ставит предел, ограничивая свои возможности. Ошибка воспринимается им как что-то ужасное.

Умение понимать роль неудачи в процессе достижения успеха очень важно. Невозможно добиться успеха, не потерпев поражения – это правило позволяет людям не отчаиваться в моменты неудачи, а двигаться дальше. Неудача — предпосылка успеха, или, как говорят в народе: на ошибках учатся. Ошибка, ставшая уроком, перестает быть неудачей.

Вернемся к участникам конкурсов. Для чего люди участвуют в них? Ведь не только для того, чтобы победить. Это дает новый опыт, позволяет раскрыть и показать свои способности, завести новые знакомства, побывать в других городах. Если задач несколько, то неполучение призового места не перечеркивает смысла участия в конкурсе. Проверить свои силы – чем не задача? Все опрошенные признались, что не знают предела своих возможностей. Участие в конкурсах позволяет это выяснить, поскольку создаёт конкурентное поле. Чем выше уровень соперников, тем выше поднимается планка.

Конечно, неудача ранит. 17 опрошенных из двадцати сказали, что расстроятся, не достигнув желаемых результатов, некоторые испытывают злость, негодование, недовольство собой. Но это внутренние ощущения, а есть еще оценка окружающих. К счастью, 15 из двадцати опрошенных в случае проигрыша находят дома поддержку и понимание, но 5 встречают осуждение и недовольство. Вот они – те 20%, которые из боязни разочаровать родителей и учителей не поднимают планку.

14 из двадцати, даже достигнув желаемого результата, не станут усложнять задачу. Семеро уже отказывались от интересных предложений только потому, что не были на 100% уверены в положительном исходе.

«Неудачи связывают нас с реальностью, — пишет Владимир Тарасов в книге «Принципы жизни», — И в каждой неудаче, в каждом несчастье есть что-то хорошее и полезное…

Мы не знаем, что это на самом деле было, удача или неудача, пока не доживём до завтра. И кто вообще знает, что для человека удача и что неудача? Только он сам. А мы можем узнать, только увидев его. Лишь по его лицу, его поведению мы догадаемся, что за событие случилось: удачное для него, радостное — или неудачное, грустное. Но между моментом, когда мы получили известие, и моментом, когда первый человек увидел нашу реакцию, есть промежуток. Промежуток времени, иногда очень небольшой. Это — наш звездный час.

За это время мы можем или поддаться неудаче, снизить свой авторитет и ухудшить положение. Или увидеть и быстро развернуть успех тех, может быть и немногих положительных следствий, которые есть в любом событии. Словом, это миг, когда мы можем повернуть ход событий, а то и свою судьбу в другую сторону».

К правильному восприятию неудач нужно готовить, так же как и к адекватному восприятию собственных побед. Интересно наблюдать за судьбами знаменитых людей в телепередаче «Истории в деталях». Не помню ни одной истории, которая развивалась бы спокойно и планомерно. Обязательно были неудачи – или в самом начале (например, не поступил в театральный вуз, а сейчас является ведущим актером театра), или испытания начались на пике карьеры, когда ничто не предвещало проблем.

Как можно готовить к неудачам? В рамках тренинга на данную тему я, например, использую опросник «Моя ошибка», работа над которым призвана определить, какова реальная «стоимость» наших ошибок? Так ли она велика, как нам кажется?

 

Установка: Вспомнить свой поступок, который считаешь ошибкой (какой именно, указывать не надо).

1. Почему ты решил, что это ошибка? На это указали твои собственные ощущения или другие люди дали тебе это понять?

2. Что ты испытал в тот момент?

3. Что сделал?

4. Видел ли тебя кто-то в этот момент?

5. Узнали ли о твоей ошибке другие люди?

6. Как они реагировали?

7. Напоминали ли тебе об этой ошибке, спустя время?

8. Мог ли ты не совершать эту ошибку?

9. Достаточно ли у тебя было информации, сил, поддержки извне, чтобы выйти из этой ситуации более успешно?

10. Знаешь ли ты теперь, какое поведение было бы правильным?

11. Знал ли ты об этом пути тогда?

12. Мог ли ты тогда воспользоваться этим вариантом?

13. Представь, что ты поступил иначе, более правильно (как ты теперь думаешь), что изменилось бы в твоей жизни?

14. Складывалась ли подобная ситуация еще раз?

15. Удалось ли тебе выйти из нее более успешно, чем в прошлый раз?»

 

За время использования данного тренинга уже накопилась некоторая статистика.

Судя по тому, что ребята выбирают эти ошибки, они до сих пор не отработаны. И это не смотря на то, что в 27 % случаев этого никто не видел и, даже если видел кто-то, в 65 % случаев об этом не узнали другие люди.

И в тех ситуациях, когда другие люди видели и знали об ошибке, лишь в 26 % случаев они отреагировали отрицательно, а в 44 % случаев участники даже получили поддержку.

Самое частое ощущение при совершении ошибки – стыд и сожаление  — в 65 % участники сказали об этом.  Чаще всего негатив направлен на самого себя. Лишь 7 % испытали неприязнь к другим людям.

38 % признали, что не владели достаточной информацией на момент совершения ошибки.

Все абсолютно уверены, что теперь знают, как нужно было поступить. Однако 31% участников признались, что не знали этого пути на момент совершения ошибки, а 19% знали, но не подумали, как следует. А 22 %, хоть и знали правильный выход, на тот момент по каким-то причинам не могли им воспользоваться.

Если говорить о последствиях, то лишь 3% опрошенных признали, что совершение этой ошибки сыграло большую роль в их жизни. В подавляющем же большинстве случаев ошибки эти не имели серьезных последствий. А 8 % и вовсе считают эту ошибку ценным жизненным опытом.

Коллективная работа над результатами опроса позволяет большинству участников пересмотреть свое отношение к конкретной ситуации и к совершению ошибок вообще.

Напомню ещё раз: при обсуждении участник не обязан рассказывать саму ситуацию и называть свою ошибку, хотя некоторые делают это совершенно добровольно. В принципе, для получения эффекта разглашение личных тайн совершенно не обязательно.

Очень эффективна в теме «удачи-неудачи» игра «Бомонд».

Каждый участник вытягивает карточку, где указана его игровая роль – профессия (писатель, журналист, композитор, телеведущий, певец, режиссер, танцор, актер, дизайнер, художник) или участники выбирают себе роль осознанно – способ выбора ролей определяет ведущий в зависимости от раскованности группы. Каждому из игроков предстоит представиться как человеку известному и преуспевшему в своем деле, рассказать о последних достижениях. Выступая по очереди, все герои находятся в одном игровом пространстве – они гости телепрограммы и могут в ходе выступлений взаимодействовать, реагировать на высказывания друг друга, но только с позиции своей роли.

Обязательные вопросы ко всем участникам в конце «телепередачи»: Ожидал ли ты такого успеха в самом начале пути? Что тебе пришлось преодолеть, чем пожертвовать ради успеха?

В процессе игры следует обратить внимание, выстроена ли цепочка роста, начиная от реальной стартовой точки, логична ли она. Некоторым удаётся придумать нестандартный ход, который, якобы, и помог им выделиться на фоне конкурентов. Интересно, что в фантазии участники иногда опираются на свои реальные детские мечты.

Часто в этой игровой ситуации проявляются стереотипные представления о славе: манерность, стремление попасть в столицу или за рубеж. Интересно наблюдать, как меняется осанка игроков, манера говорить. Некоторые представляются вымышленными именами или используют имена реальных известных людей, тем самым примеряя их успех на себя. Нередко кто-то из игроков в ходе упражнения «становится старше», а после игры признаётся, что испытал прессинг от ответственности, которую ощутил в игровой ситуации.

Данная игра и работает на повышение самооценки, и позволяет выйти на серьезный разговор об успехе и неуспешности.

Ориентация лишь на достижение победы часто становится ловушкой. Ведь восхождение на пьедестал – это лишь ступень. Общественное признание открывает новые возможности. Воспринимая победу как подтверждение правильности выбранного пути, человек продолжит восхождение. Отношение же к победе как к результату – это тупик. Нередко неудачи в этом смысле становятся гораздо более эффективным топливом. Есть люди, которые ищут трудностей, получая удовольствие в их преодолении.

«…Старый человек ехал в переполненном автобусе. Сдавили его люди со всех сторон, а ему пора выходить. Никак не протиснуться к выходу. Вздохнуть трудно, не то что продвинуться. К счастью автобус тряхнуло несколько раз на плохой дороге. И человек смог подвинуться к выходу, — еще один фрагмент из книги В.Тарасова, — Если жизнь трясет нас, мы можем продвинуться в ней. Если знаем, где выход. Того, кто имеет цель, жизненные невзгоды не собьют с толку, а удачи и неудачи одинаково продвигают вперед».

Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>