Быть услышанным

 

Банальная проблема: дети не слышат взрослых, особенно, когда детей много. Педагог, пытаясь докричаться, повышает голос, но и это не даёт должного эффекта. Начиная работать своей командой в стационарном лагере, мы понимали: начнём кричать – придётся кричать до конца смены. А не хотелось.

 

 

Тогда сели и задумались: почему так происходит? И пришли к тому, что дети не слышат объективно. Отследите, какой поток звуковой информации обрушивается на их мозг. Информация в школе подаётся в основном в аудио-варианте, воспитательный процесс ведётся в форме разговоров и нравоучений. Их вечная музыка в наушниках – желание создать звуковую стену, отгородиться от внешнего мира. Но ведь и это нагрузка на слух, и еще какая. Прибавьте разговоры по телефону… Как вы думаете, что будет делать психика при такой нагрузке? Правильно, отсекать лишнее. Увы, но чаще всего в разряд лишнего попадают взрослые с их нравоучениями и просто обучением. Дети слушают, но не слышат.

Хочешь быть услышанным – получи особый статус. И мы стали искать… игры на прочистку слухового канала. Почему игры? Я в таких случаях вспоминаю старый анекдот. Пьяница в сумерках ползает вокруг фонаря и что-то ищет. Прохожий решил помочь бедолаге, но всё тщетно. Тогда прохожий в сердцах говорит: «Вспомните, где Вы стояли, когда уронили ключи, ведь они должны были при этом издать звук». «Ага, — соглашается пьяный». «Так где Вы стояли?». «Там, у забора». «А чего же мы здесь-то ищем?!» «Так под фонарём светлее».

Обратите внимание: наши попытки решить проблему совершаются, как правило, «у фонаря», то есть через сознание, а корни проблемы находятся «у забора» — на подсознательном уровне. Единственный способ решить такую проблему – «идти к забору». Итак, перед нам стоит задача – заставить детей слушать. Причём, важно, чтобы делали они это добровольно и с интересом. Так что игра – самый подходящий вариант. Вместо того, чтобы кричать, пытаясь привлечь к себе внимание, целесообразнее потратить 5-7 минут на игру.

Игр, заставляющих слушать, оказалось не так и мало.

«Счет до десяти» (К.Фопель) Спонтанно называются цифры. Если цифру назвали два человека одновременно, счет начинается сначала.

«Печатная машинка» (В.Качалов) Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.), например:

«У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…» Но не хором, а следующим способом. Участники последовательно произносят по одной букве, пробел — вся группа делает хлопок руками, перевод каретки — топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-нибудь обозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три человека вся группа начинает сначала.

«Не собьюсь» Необходимо сосчитать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратные трём. Вместо этих чисел нужно говорить: «Не собьюсь». К примеру : «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

 

«Действия за спиной» Один из участников садится на стул. За его спиной несколько участников совершают некоторые действия, сопровождающиеся шумовыми эффектами. Задача водящего понять, что происходило за его спиной.

 

«Стихотворный залп» Водящий выходит из комнаты. Остальные участники выбирают строчку из известного стихотворения, например, А.Барто. Каждому участнику достается одно слово из этой строчки. По возвращении водящего участники хором произносят каждый свое слово. Задача водящего: угадать строчку.

 

«Разговор в двойном кругу» (К.Фопель) Участники встают в два круга – внешний и внутренний – лицом друг к другу. Задается тема разговора. Участники беседуют. Затем тема меняется, участники внешнего круга делают шаг вправо и беседуют со следующим. И т.д.

«Диктант» Ведущий показывает одному из участников картинку из геометрических фигур. Задача участника: словами описать картинку так, чтобы остальные участники смогли ее воспроизвести. Использовать жесты запрещается.

«Биг-мак» Каждый участник получает карточку с частью слова или одним словом из словосочетания. Вторая часть у другого участника, но у кого именно – не известно. Например, можно использовать такие слова как «кока-кола», «чиз-бургер» и т.п. А можно брать сказочных героев Баба Яга, Красная Шапочка, Кот в Сапогах и т.п. По команде участники начинают ходить по помещению и произносить своё слово. Задача: найти свою пару, для чего придётся одновременно слушать, что говорят другие.

 

«Слаженный ансамбль» Ведущий на ухо сообщает каждому, какую известную песню он будет исполнять (всего на группу песен 5). Никому нельзя сообщать, что за песня тебе досталась! По команде ведущего все начинают петь свою песню, при этом прислушиваясь к соседям в поисках людей, с которыми у него общая песня. Задача – сгруппироваться по песням и допеть их уже слаженным ансамблем.

 

«Подслушанный разговор» Участники делятся на две группы. Одни выбирают тему, на которую будут говорить. Что-то очень простое: например, как я праздную день рожденья, моё домашнее животное, моя любимая еда. Но тема должна позволять говорить достаточно долго (в небыстром темпе), скажем, минут 5-7. Другие участники вытаскивают бумажки с названием одной из заявленных тем. Участники первой группы равномерно рассосредотачиваются по помещению (желательно достаточно просторному), а участники другой – имеют право перемещаться по залу. По команде ведущего участники первой группы начинают свой рассказ. Задача участников второй группы: найти нужную тему и успеть, как можно больше, услышать, пока не закончится игровое время. Участников и первой и второй групп просят тезисно записать сказанное и услышанное, сравнивают, и таким образом определяют, насколько второй участник хорошо справился с задачей.

 

«Узнай голос» Водящему завязывают глаза и ставят в центр круга. Участники по очереди подходят к нему со спины и произносят фразу (одну и ту же или разные, можно заложить короткую информацию, которую вам нужно донести до участников). Задача водящего – узнать говорящего.

 

Все игры можно проводить в помещении, и они не занимают много времени. Достаточно одной игры в начале занятия, чтобы ребята настроились на то, чтобы вас слышать. Причём, игры эти можно использовать многократно, чередуя их. Правда, если то, что вы будете говорить после, окажется скучным, они всё равно отключатся. Так что расслабляться не приходится. Но как организующий момент игра сработает. Пример того, как можно, переводя проблему в задачу, решать её доступным и эффективным способом. В данном случае, быть услышанным!

Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>