Кнут или пряник?

 

Поройтесь в своей памяти, найдите в её дебрях долгожданный и заслуженный подарок, полученный вами когда-то в детстве. А подарок, полученный слишком поздно… Есть такой? Ну, и для полноты коллекции — поощрение, не имеющее материального выражения, но не менее приятное. А вот теперь поговорим о кнуте и прянике для наших детей.

 

 

 

Пряник – поощрение, кнут – наказание. Всё просто и понятно. А каков эффект? Можно закормить пряниками до неадекватного восприятия себя и своих достижений, а жёсткость кнута может вызвать отчаянное сопротивление. А ведь важен результат. Какой? Определённое поведение ребёнка – причём, устойчивое и  не требующее нашего постоянного контроля. Придётся рассмотреть повнимательнее наши инструменты.

Стояние в углу – тупик воспитания

Наказание происходит после того, как ребёнок совершил что-то нехорошее, неправильное. Поступок уже совершён, изменить его невозможно. Казалось бы, наказание призвано сделать так, чтобы у ребёнка больше не возникло желания вновь испытать нечто подобное. Но почему тогда дети снова и снова воспроизводят поведение, за которое их наказывают? Отбыв наказание, они словно получают лицензию на дальнейшие нарушения.

Важно правильно подбирать наказание. И давайте называть это иначе – отрицательным подкреплением. То есть мы должны подобрать такие действия, которые объективно вынудят ребёнка поступать иначе. «Ты сам определяешь, когда будешь делать уроки. Ты можешь сделать их днём, и тогда вечером у тебя будет возможность посидеть за компьютером или пойти гулять. Ты можешь отложить уроки на вечер. Это твой выбор. Лишение прогулки или компьютера – не наказание, а следствие твоих действий». Человек должен заранее знать расклад и сделать выбор осознанно.

От теории к практике

Это называется «обучение с подкреплением». В своё время эта теория принесла мировую известность профессору Гарвардского университета Б.Ф.Скиннеру. Подкрепление может быть положительным или отрицательным. Положительное подкрепление — то, к чему надо стремиться, отрицательное — то, чего надо избегать.

При всей простоте формулировки, на деле применять это не так просто. Предположим, вы хотите добиться того, чтобы ребёнок периодически отзванивался вам, сообщая, где он находится. Если в те редкие моменты, когда он позвонил, вы начинаете его ругать, вы тем самым вырабатываете у него подсознательное нежелание звонить. Вы закрепляете поведение прямо противоположное тому, какого хотите добиться.

Что может стать положительным подкреплением? Прежде всего, то, что значимо для ребёнка, чего он очень хочет. Что выдала вам ваша память при поиске ответа на первый вопрос в начале нашего разговора? Машинка с дистанционным управлением или ходящая говорящая кукла, поездка с друзьями на дачу или позволение самому выбрать обои для своей комнаты… Если вы помните это до сих пор, в тот момент это было для вас по-настоящему важно.

Хороша ложка к обеду

Подкрепление должно происходить вовремя. Помните свои ощущения от запоздалого подарка? Отсрочка подкрепления может оказать даже вредное воздействие. Особенно соблюдение времени очень важно при обучении с отрицательным подкреплением. Если ребёнок уже изменил своё поведение, а вы не сняли ограничения, возникает вопрос: а зачем тогда менять поведение? И ваш аргумент: «Я не уверен, что ты всё понял» повиснет в пустоте.

Впрочем, слишком раннее подкрепление тоже неэффективно. Существует разница между попыткой сделать что-то и выполнением этого. Причитания типа «я не могу» иногда являются признаком того, что часто подкреплялись просто попытки, а не результат.

Важно также чётко знать, какова должна быть величина каждого подкрепления. В идеале – минимально значимая. Размер подкрепления зависит также от сложности задачи. Впрочем, большой куш – награда, которая во много раз превышает обыкновенное подкрепление и является сюрпризом – может вдохновить на подвиги. Но этим не стоит злоупотреблять.

Золото картонных медалей

Существует и так называемое условное подкрепление. Его у нас используют особенно часто. И в отношении взрослых людей тоже. Похвалы без материального вознаграждения, грамоты, медали, фотография на доске почёта. Мы храним какие-то вещи не потому, что они красивы или полезны, а потому, что они напоминают нам о наших достижениях. Главное, чтобы условное подкрепление не обесценилось.

Не надо думать, что, если вы начали вырабатывать поведение с помощью положительного подкрепления, то должны продолжать это на протяжении всей дельнейшей жизни, а если этого не будет, то поведение исчезнет. Это неверно: постоянное подкрепление необходимо только на стадии обучения.

Обучая ребенка езде на велосипеде, мы стараемся его подбодрить: «Молодец! У тебя получилось!». Но вы будете выглядеть глупо, если не перестанете хвалить ребёнка после того, как он научился ездить.

Кнут и пряник – наказания и поощрения – методы, старые как мир. Но, возможно, новый взгляд на них поможет нам сделать этот инструмент эффективнее.

Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>