Сила привычки

 

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Пологая лесенка, на которой не считаешь ступеней, а замечаешь изменения, лишь когда они становятся очевидными.

 

 

 

 

 

Поступок – разовое событие. За всем не уследишь, все не упомнишь. Но многократное повторение ситуации закрепляет поведение и формирует привычку. «Ребенок не доводит дело до конца» — жалуется мама подростка. Размотать бы клубок до самого его начала и увидеть, «откуда веревочка вьется».

Семья собирается в гости. Ребенок рисует. Пока мама собиралась, ей было удобно, что ребенок занят своим делом, когда же она собралась, рисование стало мешать. Занятие резко откладывается, малыша собирают в гости. До этой точки ничего страшного не случилось. И не случилось бы, вернись мама к теме рисования по возвращении с гостей. Но это же почти невероятно. Думать ей больше не о чем, как о незаконченном детском рисунке? Сколько раз нужно повторить подобную ситуацию, чтобы у ребенка на подсознании закрепилось: дело можно не завершать? Проходит время: дела усложняются, значимость результата возрастает, и даже понимание значимости присутствует, а разрушительная программа действует беспощадно. И сила ее – в неосознанности.

Привычка не требует усилий и контроля, она выполняется автоматически, став потребностью. Важен уже не результат, а сам процесс. Привычка может раздражать окружающих или вредить тебе самому, но когда она формировалась, это неизменно вызывало приятные ощущения, иначе бы закрепления не произошло.

Мы проводим с подростками тренинг, когда им предлагается представить вредную привычку в виде существа и пообщаться с ним. Вы удивитесь, но большинство из этих существ – очень милые. И пришли они впервые, чтобы помочь, успокоить. Это теперь они воспринимаются как вредные.

Кстати, у привычки есть двойник – навык. Корень общий, приставки разные. Общий механизм закрепления, но разная направленность. Навык прививается извне, осознанно, привычка присваивается самостоятельно и непроизвольно. Чистить зубы перед сном – привычка или навык? Скорее всего, вас к этому осознанно приучили. Значит, навык.

А что мы понимаем под характером? – особенности психики, способности, поступки, навыки, привычки… Один привык побеждать легко, благо, способностей хватает. Хватало до определенного момента. Да еще родители пели на все лады: «Он такой способный! Ему ничего не стоит!». Но вот детский ресурс исчерпан, и победы уже требуют усилий. А привычки работать нет. И как навык никто это не сформировал. И где они — победы? Ау!

А рядом другой – в двадцатый раз пытается попасть шишкой в мишень. И на десятый раз переигрывает гаммы. А что делать? Но ведь попал в мишень, пусть и с двадцатого раза. И гамма поддалась. Значит, получится снова. И получается. Получается такое, о чем другие и мечтать не смеют. Это два реальных ребенка. Кстати, из одной семьи. И такое бывает.

А судьба? Из чего она складывается? – из стечения обстоятельств, предопределенного хода событий или из реакции на эти события? Признав свою способность влиять на события своей жизни, мы дарим себе право формировать позитивные привычки и избавляться от вредных. И будучи озабочены будущим своего ребенка, позволим себе дерзость формировать и его навыки. О, это целая наука!

Например, нельзя формировать более двух-трех навыков одновременно. Поэтому лучше решить, что на данный момент самое важное.

Нужно, чтобы человек, сколько бы ему ни было лет, понял и принял необходимость перемен, иначе результата не будет. Давление вызывает противодействие, даже если ребенок делает вид, что подчиняется. Стоит вам отвернуться, и он поступит по-своему. Я до сих пор не размешиваю сахарный песок в кефире, а вылавливаю его ложкой, чтобы хрустел на зубах. Не думаю, что так вкуснее. Но в детстве мне запрещали так делать, и теперь это мой символ свободы. Смешно? Приглядитесь к своим привычкам, и вы найдете немало таких же символов.

Очень важным является тщательный первоначальный контроль, который затем сменяется эпизодическим, а потом переходит в самоконтроль. И не дай вам бог передержать ребенка на жестком контроле – пойдет обратный эффект, так что будьте бдительны, вовремя отойдите в сторону.

Количество необходимых для формирования навыка повторений – параметр индивидуальный,  но некоторые психологи утверждают, что оптимальный срок формирования навыка — 21 день.

Еще одно требование к выработке навыка: сначала качество, потом – скорость. Никогда одновременно. Причем, на первых порах при введении скорости, упадет качество, но, будучи предварительно закрепленным, оно быстро восстановится.

Что касается борьбы с вредными привычками, то поначалу можно попробовать вытеснить вредную привычку нейтральной.

Обязательное требование: ставить реальные цели. Определить начальный срок и ежедневно настраивать ребенка на выполнение задуманного. Естественно, на позитиве. Если определенный срок прошел успешно, следует поощрить ребенка и снова определить тот же срок или чуть больший.

Кстати, все это можно проделывать и с собой. И даже лучше – сначала заняться воспитанием самого себя. Ведь многие привычки начинают формироваться в раннем детстве, в большинстве случаев под воздействием родителей, чаще просто из желания быть похожим на родителей.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему, писал А.С.Макаренко в «Лекциях о воспитании детей», — Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение».

Ирина Рынкевич

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>