Братья и сестры

По книге Марселя Руфо «Братья и сестры, болезнь любви»

Екатеринбург, У-Фактория, 2006.

В три года – эдипов возраст: «мама – самая красивая», «папа – самый сильный». Мысль, что любовь родителей придется делить с кем-то еще непереносима. К тому же в этом возрасте ребенка отправляют в детский сад, тогда как мама остается с младшим дома.

Важно, вышел ли старший ребенок из этапа «индивидуации – отделения» к рождению младшего. Дети учатся переносить разлуку с матерью, думая о ней. Формируется навык ментального представления об отсутствующем человеке. И ребенок должен точно знать, что мама обязательно вернется в назначенный час. Наличие другого, более нуждающегося в маме ребенка, ставит эту уверенность под сомнение.

Важно, чтобы старший ребенок знал, что, когда он был таким маленьким, мама тоже брала отпуск по уходу и сидела с ним дома, что ради него делали все, что делают сейчас ради младшего. Здесь очень важна роль отца.

Ошибочно ссылаться на то, что старший ребенок просил братика или сестричку. Учитывая эдипов возраст, ребенок, прося мать о втором ребенке, как бы устраняет отца. Плюс дети говорят то, что хотят слышать взрослые. Это сказывается и на предпочтении пола. Мальчик, говоря, что хочет сестренку, понимает, что тогда он останется единственным маминым мальчиком. Если же мама твердит, что хочет девочку, мальчик хочет братика, чтобы мама не переносила всю свою любовь на дочь. По той же причине девочка хочет братика – рассчитывая, что любовь отца к своей дочурке будет принадлежать ей безраздельно.

Девочки лучше, чем мальчики, переносят новую беременность матери. Они связывают это со своим будущим материнством. Мальчики же начинают осознавать смысл слова «семья» лишь к концу подросткового периода. Нередко старшие сестры становятся «маленькими мамами» и младшие братья страдают от их власти.
Ревность – естественная реакция. Стараясь сравнять шансы, старший может использовать отставание и агрессию, часты соматические расстройства, особенно нарушение сна. 3-4-хлетний ребенок требует соску или грудь, начинает писаться а постель, требует памперсов. При этом вне дома старший ребенок ведет себя, как большой. Агрессивность может проявляться и в отношении младшего. Получив наказание за это, старший начинает скрывать свое отношение к младшему и проявляет агрессию исподтишка. Лучшее средство – любовь и нежность. Наиболее ярко ревность проявляется при разнице в 2-4 года.
Старший ребенок агрессивно воспринимает то, что младший может ему подражать, потому что он проходит осознание разницы «я» — «другой».
Всегда полезно учитывать историю жизни родителей. Благодаря детям, родители возвращаются к своим конфликтам с сестрами и братьями. Практика показывает, что проблемы повторяются.

Идеальная разница между детьми – 6-7 лет, когда старший ребенок сформировал представление о себе и способен принять роль родственника. К тому же в этом возрасте ребенок уже не так нуждается в родительском присутствии.
В свою очередь у младшего тоже масса поводов для зависти и ревности, поскольку у старшего больше привилегией. А чувство соперничества может сохраняться у братьев и сестер на всю жизнь.

Родители, заинтересованные в своей педагогической образованности, часто не совершают с младшим ребенком те ошибки, от которых страдал старший.
Сложнее всего приходится среднему ребенку.

Старшего ребенка всегда ставят в пример, на нем особая ответственность. Родители должны помнить, что старший ребенок имеет право быть ребенком своего возраста – уставать, бояться, плакать, когда больно. Нельзя возлагать на старшего ребенка обязанности родителя. Но у старшего есть приятная миссия – сохранение памяти, что важно для младшего, через старшего он получает доступ к информации, которой не владеет сам. Особенно эта роль становится значимой после ухода родителей. Старшему же приходится сглаживать в глазах младших промахи родителей.
Родители должны избегать сравнений, строить воспитание на индивидуальных особенностях ребенка.

Существует разница между мальчиками и девочками. Девочки начинают раньше говорить и делают это лучше, а мальчики лучше ориентируются в пространстве. И воспитывают их по-разному.
С разницей не больше полутора лет сестра и брат растут как разнополые близнецы.
В совместных играх они сохраняют половые роли. Например, девочка готовит обед, мальчик его пробует.

Одним из факторов распада брато-сестринских отношений является то, что они из детей идет в школу. Новое окружение, новые привычки отдаляют старшего от младшего. Второй фактор – влюбленности. Наибольшая дистанция между сестрой и братом происходит в возрасте 7-14 лет из-за большего различия в стиле жизни. Отношения лучше, если у каждого свое занятие, свой комната и свой круг общения. И если четко разделены обязанности по дому.

Дискриминация полов в обществе существует, и это сказывается на отношении братьев и сестер.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>