Развитие творческих способностей

Сыну было три года, когда ему подарили набор цветной бумаги с наполовину прорезанными фигурками и проклеенной обратной стороной. Не нужны ни ножницы, ни клей – достаточно было выдавить фигурки, смочить их и приложить к бумаге. «Что путнего может сделать маленький ребёнок?! А вещь уникальная (по тем временам), зарубежная, дорогая» — подумала я. Выдавила несколько фигурок, сделала аппликацию, а сыну отдала обрезки между фигурками.

 

 

 

Сын, не протестуя, взял обрезки и пошёл творить. Когда он принёс свою абстракцию, я устыдилась, настолько она была более гармоничной по цвету и форме, чем моя банальная картинка. Я отдала сыну весь набор и больше не жадничала. Как можно учить тому, что потерял сам?! А даже если не потерял, творчество – это игра без правил, пространство без границ.

Альберт Эйнштейн был весьма посредственным учеником в гимназии, был даже исключён за академическую неуспеваемость по древним языкам. Он дважды поступал в Высшую политехническую школу в Цюрихе. В нём не было блеска ума, он поражал своей медлительностью. Чарльза Дарвина в детстве учителя считали тупым и предсказывали ему незавидное будущее. Лобачевский, Чехов, Булгаков – все они не поражали в детстве учителей необыкновенными способностями. При этом мы уже видели немало историй, когда дети-вундеркинды, взрослея, не проявляли дальше свою уникальность. Дети, да и вообще люди, до последнего остаются загадкой. А значит, не торопимся делать прогнозы!

А чтобы не требовать от своих детей невозможного, хорошо бы знать некоторые закономерности. Например, то, что существуют два принципиально разных типа одаренности: учебная и творческая. Учиться, то есть получать информацию извне и обрабатывать её, легче ребёнку, не отличающемуся самобытностью. «Самость» очень затрудняет процесс. Дети творческие, необычные часто испытывают дискомфорт, трудно приспосабливаются. Их яркий внутренний мир как бы вступает в противостояние с миром внешним. Это различие отражается и в терминологии: способность к обучению определяется как интеллект, а творческие способности – как креативность.

Между ними существует взаимосвязь. Были проведены эксперименты, показавшие, что для развития творческих способностей уровень умственного развития должен быть несколько выше среднего. После достижения этого уровня интеллекта дальнейшее его увеличение никак не сказывается на развитии творческих способностей. А когда интеллект очень высок, создается препятствие для развития творческих способностей. А это значит, что в определенный момент нужно понять, что у ребенка развито лучше – интеллект или креативность, и отдать этому предпочтение, не требуя блестящих результатов в другом.

Есть решения, требующие единственно точного решения, а где-то необходимо оригинальное решение, когда мы говорим о необходимости творческого подхода. Не трудно определить, на поиск каких решений нацелено традиционное обучение – конечно, первый вариант. При том, что во многих профессиях востребовано именно умение создавать нечто новое, оригинальное. Строго говоря, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Творить – значит создавать что-то, чего до тебя не было!

Занимаясь развитием творческих способностей старших школьников, мы выделяем три направления: развитие логики, развитие творческого воображения и формирование навыка формулирования. Как вы думаете, что восстанавливается легче? Именно восстанавливается, поскольку от природы у детей заложены способности, важно их востребовать и развивать. Так вот, самым первым пробуждается воображение. Оно словно и не засыпало, лишь дремало. Достаточно нескольких упражнений, особенно заведомо выигрышных, как фантазия начинает буквально фонтанировать, доставляя детям колоссальное удовольствие.

С логикой дела обстоят сложнее, но и здесь удаётся раскачать внутренний маятник. Причём, если у ребёнка плохо обстоят дела с математикой, это не означает, что у него проблемы с логикой. Ему просто может быть не интересен предмет. Особенно если ребёнок творческий и воспринимает лишь эмоционально окрашенную информацию. Развивать логику можно и другими способами, на основе литературы, искусства. Ведь если свести задачу до схемы, то нам важно научить ребёнка улавливать закономерности, уметь переносить опыт с одной ситуации на другую на основе аналогий, вырабатывать стратегию. Перенос опыта – один из самых универсальных приемов мышления.

Самой сложной задачей оказывается формирование навыка формулировать свои мысли и чувства. Прежде всего, потому что это навык, а значит, этому нужно учить, и это требует времени. Но учить – не значит давать правила, ведь срабатывает и неосознаваемая информация, и в сфере языка больше, чем где бы то ни было: прослушивание или чтение хорошо написанных текстов, различные лингвистические игры…

«От природы есть только задатки, — пишет академик БПА М.К.Тутушкина, — то есть анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться в способности. А могут и не превратиться. Да и задатки у всех разные. И развивать их нужно в определенное время… Развивает способность только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции».

Почему в дошкольном возрасте так много времени уделяется сказкам, мультикам, рисованию?.. Ребёнок осваивает разные виды творчества. И еще в начальной школе это сохраняется. А потом наступает другая жизнь. У детей забирают праздник, напомнив, что учёба – это труд. Хорошо, когда кто-то из ребят вне школы занимается творчеством – музыкой, живописью, поэзией – и то, если не из-под палки. А если нет? Ресурс, будучи невостребованным, закрывается. Я встречала таких молодых людей – они коммуникабельны, исполнительны, трудолюбивы, но создать что-то новое, оригинальное просто неспособны. Более того, сама попытка вывести их на уровень креативности с помощью специальных стимулирующих методов, вызывает у них отторжение. Они потом с удовольствием препарируют чужую идею, втайне или открыто завидуя своим более креативным товарищам.

Почему мы берём на себя право решать, чем именно будет заниматься в жизни наш ребёнок, от чего будет получать удовольствие, за счёт чего будет продвигаться по жизни? Разве мы можем знать наверняка, что у него получается лучше, если не дали попробовать?

Но мы можем наблюдать, быть внимательными к увлечениям ребёнка, поощрять его даже маленькие успехи. Можем приобщиться к празднику творчества, позволив себе занятия, неприсущие взрослым людям – полепить, порисовать… Творчество – универсальный язык, позволяющий детям и взрослым лучше понимать друг друга.

Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>