Право на ошибку – шанс на победу

Возвращаясь домой, вижу такую картину: на возвышении стоит молодая женщина, а малыш поднимается в гору по ледяной дорожке. «Миша, иди по снегу, а то упадешь!» — кричит мама, но мальчик упорно продолжает идти. Падает, встаёт и идёт дальше.

 

 

«Я же говорила!» — не унимается мама. После нескольких попыток малыш поднимается-таки на гору, не воспользовавшись более удобным путём. Я улыбаюсь про себя: «Мужик растёт!».

Конечно, мы желаем им добра! Как может быть иначе, ведь это наши дети. Мы даже знаем, как это «добро» выглядит – хорошая работа, дружная семья, материальный достаток, уважение общества… И, исходя из своего жизненного опыта, знаем, что, идя по снегу, не подскользнешься. А если снега нет? Если сплошной лёд, а надо подняться на гору? И чаще именно там – на ледяной горе – та самая желанная победа. Когда ты – один из лучших, или вовсе первый…

Разработать стратегию

«Сейчас главное – хорошо сдать выпускные экзамены, — призывала на родительском собрании классный руководитель, когда сын заканчивал школу, — Вы уж встаньте рядом, проконтролируйте, поднажмите!». Но ведь экзамены – это лишь промежуточное звено, а нашим детям потом еще нужно поступить в вуз, не вылететь после первой же сессии, получить диплом, найти работу, выбрать спутника жизни, воспитывать своих детей… И что – так и будем стоять рядом, контролировать, нажимать – решать проблемы в авральном порядке по мере их обострения? Не эффективнее ли разработать стратегию? И во главу угла поставить психическое и физическое здоровье ребенка!

Отталкиваться от детских увлечений

Практика показывает, что больших успехов человек добивается в той деятельности, которую выбрал неосознанно, еще в детстве. Сама внутренняя природа ведёт его в этом выборе. И, кроме того, увлекаясь чем-то с детства, человек получает колоссальный запас времени на накопление информации и отработку навыков. Делая ставку на престижность профессии, мы очень рискуем. Пока ребенок получает образование и входит в профессию, рынок труда оказывается перенасыщен специалистами данного профиля, именно в силу его престижности. Еще большую ошибку мы совершаем, когда сподвигаем ребёнка осуществить наши неосуществлённые мечты, нарушая логику его жизни, его предназначения.

Развивать творческий потенциал

Успешность зависит не столько от профессии, сколько от умения делать работу лучше других или проявлять оригинальность. И тут возникает другая проблема. Стандартное российское образование ориентировано на развитие способности к обучению, на умение находить  единственно правильное решение, тогда как для успешности в реальной жизни важны творческие способности и поиск оригинального решения. Формируя одно, мы невольно подавляем другое. Компенсировать это можно только творческой деятельностью, поиском своих решений.

А главное — не требовать совершенства!

Идеал недостижим, а стремление к нему подрывает психику.

Как показал опрос среди хорошистов и отличников, у 20% опрошенных уровень страха перед неудачей оказался высоким, ещё у 20% — очень высоким. 

Откуда берётся этот страх? От излишней критичности родителей, особенно в раннем детстве. Причём, даже став взрослым, такой человек сам себе ставит ограничение: «Мне это не по силам. Не хватало опозориться!». Ошибка воспринимается им как что-то ужасное.  В результате ребёнок отказывается участвовать в конкурсах и олимпиадах, если не уверен в победе, выбирает вуз и факультет, где провал для него исключён, при том что потенциально у него достаточно ресурсов для более сложной задачи. В будущем он станет хорошим работником, но вряд ли добьётся тех вершин, о которых вы так мечтали.

Дать право на ошибку

Вообще вероятность провала может вызывать разную реакцию: один более тщательно готовится, а другой… просто отказывается от затеи. Важно понять роль неудачи в процессе достижения успеха. Есть хорошее правило: ошибка, ставшая уроком, перестает быть неудачей.

Исследование показало, что 60% детей в случае неудачи на конкурсе или олимпиаде находят дома поддержку и понимание.

Остальные 40% — и есть те самые дети, которые не поднимают планку, боясь не оправдать ожидания взрослых. Позвольте детям ошибаться в детстве, когда ошибки не так страшны, и они научатся принимать решения, адекватно воспринимать ваши советы и достойно переносить неудачи, став взрослыми. Позвольте им в 4 года подняться на горку своим путём, когда вы рядом и, в случае необходимости, придёте на помощь. И похвалите его за эту маленькую победу. И однажды, стоя на вершине Эвереста или получая Оскара, он скажет: «Спасибо моим родителям за то, что они всегда в меня верили и позволяли мне совершать ошибки!».

Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>