Развитие добровольчества в условиях новой реальности

блокнот

Ирина Рынкевич, руководитель КРМОО Педотряд «Параллели»

Проводя вместе с общественной организацией «Новое поколение» 7-8 декабря в Кандалакше  на базе молодёжного центра «Гармония» слёт добровольческого движения Мурманской области, мы не меняли общую программу, но внесли корректировку, которая развернула событие. “Условия новой реальности” — формулировка, заставившая посмотреть на происходящее иначе.

 

 

 

 

Для того, чтобы перейти к той самой новой реальности, мы попросили делегации (а их на слёте было 10 — из разных населённых пунктов Мурманской области) нарисовать график развития команды по 4-м критериям (каждый критерий своим цветом, оценив по шкале от 1 до 10):

график 1— Количество мероприятий

— Эмоциональный уровень мероприятий

— Количество вовлекаемых людей

— Отношение сообщества

 

 

 

Поскольку команды не были предупреждены заранее и не имели с собой статистических данных, речь шла скорее о субъективном восприятии, чем об объективной реальности. Но обесценивает ли это полученную информацию? Ведь принимаем решения и поступаем мы, исходя из субъективного восприятия. Хотя владение объективной информацией способно изменить наше субъективное восприятие. Поэтому мы предложили командам, вернувшись домой, посмотреть реальную статистику и сравнить её со своим субъективным восприятием, зафиксированным в графиках.

график 2Впрочем, и в таком виде информация оказалась интересной — выяснилось, что в условиях пандемии проявились не только минусы, но плюсы. Например:

— Команда научилась более эффективно использовать социальные сети и другие технические ресурсы интернета;

— Существенно вырос уровень узнаваемости добровольческого объединения в обществе по причине более интенсивной информации;

— Часть активистов и руководителей команд использовали время пандемии для личностного роста;

— Летом, когда ограничения были частично сняты, люди с удовольствием принимали участие в мероприятиях.

график 3Хотя, безусловно, проявились и проблемы:

— Сократилось количество мероприятий;

— Большая их часть перешли в онлайн-формат и вызывают не так много эмоций;

— Из деятельности выпали школьники (слишком много времени они проводят в интернете по учебе; негативно сказываются отсутствие живого общения регулярности встреч).

 

Я обратила внимание, что участники слёта не назвали очень важную проблему “новой реальности”: изменение системы планирования. 

Каковы традиционные виды планирования?

Стратегическое (обычно на 3-5 лет) — главные цели на будущее, организационная структура, потребность в финансовых средствах и пр.) 

Тактическое (год, полгода, месяц) — детально разработанную программа действий.

Краткосрочное (на день, неделю, конкретное мероприятие) — конкретный набор действий.

Понятно, что одно вытекает из другого. Тактическое планирование проистекает из стратегического и диктует краткосрочное.

В пандемию обрушилось среднесрочное планирование, а с ним и вся цепочка.

Это значит, что нужно разработать альтернативную систему планирования. 

обсуждениеНачинаем так же — со стратегического планирования, не ставя себе заборы из-за ограничений новой реальности, но учитывая их (удержать команду, развить определенные компетенции, провести плановые мероприятия, реализовать начатые проекты и т.п.).  Переходя к тактическому планированию, исходим из принципов работы в условиях неопределенности, а именно:

— Собираем всю имеющуюся информацию (с принятием ее недостаточности);

— Выстраиваем концепцию на основе данной информации; определяем срок возможных результатов;

— Анализируем результаты и либо сохраняем, либо меняем концепцию и т.д. по той же схеме.

Метод тыка — не самый эффективный, но самый надежный в данных условиях.

Какова интенсивность изменений в пандемию? Примерно раз в 2 недели.

Кстати, японские кроссворды максимально приближены к этому алгоритму, а потому развивают этот навык.

Второй момент: необходимость разработки двух форматов мероприятий параллельно: онлайн и реального. Не “оффлайн”! Формулировка принципиальна. Используя термины “онлайн” и “оффлайн”, мы признаём первичность интернета, а нам важно сохранять первичность реальности.

И не двух форматах. Нужно вводить шкалу, где крайности “онлайн” и “реально” (живьём) и всё время понимать, где на ней мы находимся в данный момент. 

Например, летом, как только музеям разрешили проводить мероприятия для групп не больше 10 человек и в масках, нас тут же приютила Галерея промышленной истории, благодаря чему мы смогли обкатать квест “Калевала криминальная”.

Другой пример: в рамках проекта по гранту Президентского Фонда нам необходимо было провести концерт, где было заявлено 100 зрителей. По текущему Постановлению Главы Республики можно было проводить мероприятия на открытом воздухе численностью до 50 человек. Чтобы иметь возможность регулировать количество зрителей, нужна была закрытая территория. Так появилась идея проведения концерта на причале Клуба любителей водного туризма. Место сузило тему до роли воды и лодок в жизни карел, а концерт получил название “След лодки Вяйно”. Очень атмосферное получилось мероприятие! Организовали прямую трансляцию с возможностью последующего просмотра, таким образом количество зрителей увеличилось до 1600 (количество просмотров).

Судя по всему, нам всем придётся научиться разрабатывать мероприятия изначально с пониманием, как быстро перевести их в другой формат.

акция 1В рамках слёта мы провели практикум: команды выбрали мероприятие, которое они уже переводили в онлайн-формат, и мы все вместе постарались сделать это мероприятие более эффективным. За счёт чего? До этого мы провели сверку ценностей по знакомой схеме: каждый участник получает три стикера, на каждом из которых должен написать, что для него ценно в добровольческой деятельности, ради чего он ею занимается. Затем участники объединяются в паре и обсуждают свой выбор. Задача: из 6-ти стикеров выбрать 3, отдав ненужные ведущему. Иногда ценности совпадают, и тогда выбор упрощается. Иногда из двух схожих формулировок выбирается более точная. Затем пары объединяются в четвёрки, затем — в восьмёрки, и, наконец, принимается групповое решение. Чем больше людей, которым предстоит договориться, тем жарче дискуссии.

Мы проводили опрос по группам: для руководителей добровольческих объединений и  для активистов отдельно, однако результаты оказались схожими:

ценности— на первом месте оказалось общение (новые знакомства, сплоченность, дружба);

— на втором самоощущение (саморазвитие, самореализация)

— и только на третьем месте польза для общества.

Учитывали все высказанные мнения, а не только те, что выбрала группа. Но и с этим выбором совпало. Значит, именно это и предстояло нам сохранить в преобразуемых мероприятиях.

“Бессмертный полк” — вместо фотографии в ленте Контакта, как это сделали организаторы, мы, проводя апгрейд, сохранили фотографию воевавшего родственника и перемещение по улице, просто не в строю. Люди ходят по своим делам, перемещаясь как бы со своим родственником, пытаясь представить, как бы он увидел нашу повседневную жизнь, исходя из его представлений. И вечером есть возможность поделиться своими размышлениями и ощущениями. 

В Декаду SOS команда планировала снимать ролики командами в Доме культуры. Но ведь ролики можно снимать и в другом месте — у себя дома, в подъезде, во дворе, в магазине. Можно было устроить жеребьёвку, в рамках которой команды получали бы тему будущего ролика и место съёмок. Это стало бы и отправной точкой для идей, и стимулировало бы креативность, как это бывает при некритических ограничениях. 

В фестивале молодежных субкультур в закрытом городе приняло участие гораздо больше творческих людей с разных территорий, чем это происходило при  традиционном формате, но не хватило драйва, реакции зрителей.

Подумали: почему бы не ввести реакцию короткими видео или аудио с телефонов, включая их между выступлениями. Это решает задачу заполнения пауз между выступлениями, если фестиваль проходит в формате трансляции. Но сообщения нужно оперативно фильтровать.

“Библиосумерки” обычно проводились как хождение по станциям, пришлось проводить мастер-классы и квест онлайн. Появилась проблема, как определить, кто выполнял задание — сам ребенок или его родитель. То есть хотелось бы видеть ребенка. Но можно ведь провести квест на улице и расположить станции напротив окон, куда посадить наблюдателя. Он же сможет сделать фотографии.

Взять, к примеру, произведения Астрид Линдгрен и сделать задания типа: помаши Карлсону, который сидит на крыше примечательного дома (указать приметы дома, но не называть его), и даже посадить чучелко Карлсона на крыше, чтобы ребенок не был разочарован.

Обычно при проведении акции “Танцуй ради жизни” люди собирались на центральной площади и танцевали. В этот раз пришлось выкладывать видео. Но что мешало танцевать на улицах с соблюдением дистанции (просто вывести звук музыки) и пустить трансляцию, заранее указав, какие улицы попадают в поле обзора?

участникиВ рамках второго практикума мы усложнили задачу: необходимо было в смешанной команде разработать мероприятие из обязательного для большинства команд списка так, чтобы его можно было сделать региональным (не менее трёх населенных пунктов) и предусмотреть передвижение по шкале онлайн/реал.

 

 

Команда, выбравшая экологическую направленность, решила почистить лесопарковую зону, сопроводив это стандартными действиями: конкурсы, чай, награждение за собранный мусор и т.п. К чему мы пришли с учетом дополнительных задач?

Во-первых, подключить еще два населенных пункта, где есть подобные лесопарковые зоны. Акцент сделать не на уборке мусора, а на желании показать свой парк другим людям. А уборка — обычная процедура перед приемом гостей.

Разные люди гуляют по парку — каждый своим маршрутом — и рассказывают, как они воспринимают эту территорию. В результате мы получим несколько разных роликов. Поскольку человек гуляет один и показывает, что он видит, параллельно рассказывая о своих ощущениях, это безопасно. Для зрителей же это иллюзия расширения привычного пространства.

Не исключено, что те формы, которые мы разработаем сейчас в условиях новой реальности, окажутся полезными и при полном возвращении к добровольческой деятельности в формате реальности.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>