Уроки “Проявки”: Когда времени в обрез.

время_2“Проявка” — это проект для старшеклассников, который в 2019-20 учебном году реализуется уже второй раз по гранту Президентского Фонда, на этот раз не только в Петрозаводске, но и в Кандалакше Мурманской области.

Периодически в ходе проекта складываются интересные, с педагогической точки зрения, ситуации, которые есть смысл рассмотреть отдельно.

 

Итак, зачем вводится ограничение по времени и как сохранять спокойствие в этих условиях?

 

Стажировка в общественных организациях — первый этап проекта после командообразования. По окончании стажировок смотрим презентации. Время выступления ограничено тремя минутами. Ещё три — если команда успела пройти две стажировки.

время_3На сцене одна из команд Кандалакши. Микрофон в руках у парня с необычной внешностью и  низким красивым голосом. На него интересно смотреть, его интересно слушать. Но говорит он очень медленно, а в какой-то момент и вовсе завис. Капитан спешно выхватывает микрофон у товарища и скороговоркой завершает текст. Зал смеётся. Капитан смущён, пытается одёрнуть зал, но это действительно смотрелось, как в комедии. 

На обсуждении рекомендую капитану: “Не суетись”.

В обеденный перерыв он подошёл ко мне, рассказал о членах команды. Он знает достоинства каждого и каждого ценит. Он хотел показать это мне, но я и так это знала.

“Я боялся, что нам не хватит времени и нам за это снизят баллы” — объяснил он.

Критериев оценки было три: содержание, оформление и публичные навыки. Критерия “уложиться по времени” не было. Но на кону бесплатная поездка в Финляндию. Есть ради чего волноваться. 

 

Так зачем вводить ограничение времени?

В данном случае это было необходимо. Нам предстояло прослушать 16 презентаций и отреагировать на них. Впрочем, регламент выступлений сейчас вводится везде. Это нужно принять как должное. Учись выделять главное и не “лить воду”.

Ограничение по времени вынуждает определять приоритеты.

Выделите главную информацию и поставьте её в начало.

Напоследок оставьте то, от чего не обидно отказаться.

Обязательно подготовьте красивую чёткую концовку. Засеките, сколько на это нужно времени, чтобы понимать, в какой момент её запускать. Это создаст ощущение целостности и добротности, даже если выступление придётся урезать на ходу.

 

Любое ограничение ресурса порождает креативность.

Здесь это не сработало. Но если бы команды задумались…

Определите, что вы хотите сказать.

Подумайте, каким способом можно передать больше информации за единицу времени. Например, увидеть можно быстрее, чем услышать проговариваемый текст. Фото счастливых детей и крупно цифра: … участников. Фото подготовки к мероприятияю и крупно цифра: … часов подготовки. И т.п. Это занимает секунды, а информация при этом конкретна и убедительна.

 

Иногда в реальной жизни мы сами себе устраиваем сложности. Откладывая дела на последний момент, мы искусственно создаём себе ограничение по времени.

 

ошибкиЧлены жюри неоднократно задавали командам вопрос: когда вы делали электронную  презентацию? Настолько те были небрежны. Хотелось только уточнить, в чём именно проблема: в небрежности в принципе или в откладывании на последний момент, когда уже физически нет времени вычитать короткий текст, который будет перед глазами аудитории. 

 

 

Кстати, возвращаясь к ситуации на сцене. Аналогичная ситуация позже сложилась и в другой команде. Но какое простое и красивое решение!

время_4Одна из девушек зависла и вторая, спокойно выдержав пару секунд, без суеты сказала, назвав напарницу по имени: “… , давай я тебе помогу”. Очень удачная формулировка.

“Давай” — это предложение, оно оставляет возможность второму человеку позволить или не позволить говорить за тебя.

“Я тебе помогу” — то есть “да, это твой участок работы, и ты можешь справиться сам, но что-то пошло не так. Но я рядом. Сейчас я помогу тебе, в другой ситуации ты поможешь мне. Мы команда, для нас это норма”.

И обращение по имени — это как дружеское прикосновение, знак уважения.

 

время_1

Кто-то один всегда знает весь текст. Он готов  подхватить в любой момент. Договоритесь в команде, что, если кто-то подвис, через две секунды “включается” суфлёр. Если предложение было закончено, то суфлёр просто произносит следующее. Если срыв произошёл посреди фразы, используем формулировку “давай я тебе помогу”. И всё это со спокойным доброжелательным выражением лица всех участников. Если это не смущает вас, это не смутит и зрителей.

Ограничение по времени — это то, с чем мы постоянно сталкиваемся в жизни.

И лучше осваивать это на учебной площадке — такой, как проект “Проявка”.

Автор: Ирина Рынкевич

Фотографии Игоря Подгорного

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>