Как рассказывать о войне сегодняшним детям?

ВОв_48

Как рассказывать о войне сегодняшним детям? — для меня как методиста это один из сложных, но и профессионально интересных вопросов. Отправляясь в Музей Великой Отечественной войны в Минске, я надеялась получить хотя бы часть ответов, опираясь на собственное восприятие. И не была разочарована.

 

 

 

 

 

Коллекция музея была основана в… 1942 году. Уже тогда в Белоруссии была создана Комиссия по сбору документов и материалов о Великой Отечественной войне и будущие экспонаты поступали прямо с фронта.

Первые экспозиции начали действовать в 1944-м, а в 1966 году у музея появилось отдельное здание. В 1977 году рядом с музеем начала работать экспозиция военной техники под открытым небом.

 

ВОв_49Здание, в котором музей располагается сейчас, было открыто в 2014 году — к 70-летию освобождения Белоруссии от фашистских захватчиков. Его общая площадь составляет 15600 кв.м. В фондах хранится более 145 тысяч экспонатов и каждый год коллекция пополняется на 700-800 раритетов. В 10 тематических залах на площади более 3 тысяч кв.м — свыше 8 тысяч экспонатов.

 

 

ВОв_33Первое, что поражает в музее — это масштаб. Техника в натуральную величину, самолёты над головой.

Сначала мне показалось, что нам не повезло с экскурсоводом. Мужчина сухо, по-солдатски, дал указания и повел группу. Он не смотрел в глаза, говорил без лишних эмоций, но его интерес к теме ощущался с первых же предложений. В какой-то момент он спросил, откуда мы, живо отреагировал на ответ, сняв напряжение и больше на тратил энергию на то, чтобы привлечь наше внимание к экспонатом. Мы и так смотрели во все глаза и ловили каждое слово.

 

ВОв_43Мне показалось, что военная техника — особая страсть экскурсовода. Причем, он не просто указывал технические параметры, а выбирал информацию понятную, интересную и полезную. Я с любопытством рассматривала легендарную «катюшу». И с содроганием смотрела на таран танков. На такое решались, когда уже не было снарядов, и фактически это было самоубийство для экипажа. Когда ты видишь этих монстров в натуральную величину, уже не нужно никаких эпитетов.

 

ВОв_34В музее очень много реконструкций, причём, высокого качества. Поэтому и не приходится объяснять то, что человек и так видит. Экскурсовод лишь объясняет, что за ситуация отражена в композиции, причем четко указывает место и время, обозначив событие в общей истории войны. Достоверность, дотошное внимание к деталям усиливают ощущение.

 

 

ВОв_29Одна из реконструкций — переправа на плоту артиллерийского расчета через Днепр. Рассматриваешь, как скреплены брёвна, во что одеты солдаты. Воображение переносит плот на воду и дорисовывает картину, мышцы воспроизводят напряжение, заложенное художником в фигуры. Я кинестетик, для меня это привычная практика. У ребят, как правило, в этом возрасте особенно, развито визуальное восприятие. Впрочем, и его достаточно для «оживления» информации.

 

ВОв_5Эмоционально воздействующих композиций немного, но они тоже есть. Основной упор всё-таки сделан на информативность. Скульптура матерей располагается в переходе. Ты видишь её несколько раз с разных ракурсов, переходя с этажа на этаж. Экскурсовод даже не обращает наше внимание на композицию. Но ты словно ловишь на себе взгляд этих молчаливых женщин. Это уже искусство скульптора.

 

ВОв_40

В музее активно используются технические новшества. Вот перед нами появляется голограмма. Командир отдаёт указания радисту. Ненатуральное, но объемное изображение создает ощущение, что ты перенесся сквозь время и подсматриваешь. Ты в безопасности, но можешь видеть происходящее. И когда раздается взрыв, ты невольно вздрагиваешь. Силуэты людей исчезают в пламени.

 

 

ВОв_27

 

Самым тяжелым для меня был зал оккупации. Я и в фильмах о войне не люблю именно эту тему. Когда привычное пространство становится чужим, опасным. Умереть не в бою, а во дворе собственного дома, без оружия в руках… Проходя через этот зал, я буквально забетонировала эмоции, ощущая лишь чувство сдавленности.

 

 

 

ВОв_21А вот в зале «Партизанское движение и антифашистское подполье» я бы могла находиться долго. Экскурсовод с таким интересом показывал изобретения партизан, дивился их смекалке. Люди умудрялись из подручных средств создавать вполне действенное оружие. Или, скажем, благодаря приспособлению для перевода стрелок на железной дороге, партизаны пускали под откос вражеские эшелоны.

 

ВОв_3

 

Отдельный зал посвящён тылу. Парнишка не дорос до работы на станке и поэтому стоит на ящике. Когда экскурсовод называет продолжительность рабочего дня и вес продуктового пайка, это даже мысленно страшно примерять к себе.

 

 

 

 

ВОв_9

 

Немецкое оружие стоит вниз дулом, знамёна небрежно брошены на пол. Каски пробиты пулями. Враг повержен. В этом нет пафоса, скорее усталость. Желание, чтобы просто всё это закончилось.

 

 

 

ВОв_10

И в завершении экскурсии — Зал Победы — просторный, светлый. Вот оно — ощущение триумфа. Это очень важно — эмоционально поставить точку, после такого количества негативной информации вывезти на позитив.

Зал часто используют для торжественных мероприятий.

Из него не хочется уходить.

 

 

 

 

ВОв_47Но есть и ещё одно эмоциональное завершение — совсем другое по ощущениям — более простое, но при этом теплое. Скульптура, которую видишь по пути в музей, но особенно остро воспринимаешь на выходе.

Война — это истории людей, которые оказались в этой ситуации не по своей воле. Неотвратимость — вот что пугает в подобных событиях. И это то, что делает тему актуальной вне времени: способность преодолевать трудности, сражаться до конца, проявлять смекалку, оставаться человечным в самых жестких обстоятельствах.

Есть вопросы, которые лучше задать себе в «мирных условиях». Даже если не сможешь ответить.

 

Как было бы здорово проводить уроки истории в таком музее. Проходить буквально по одному залу — вчитываясь в документы, всматриваясь в фотографии.

Очень хочу поехать в Минск. И пойти в этот музей снова. Одна — без группы, без экскурсовода. И прожить это снова, не смотря на весь негатив, который несёт информация о войне. А это значит, что создателям музея удалось найти эмоциональный баланс — обязательное условие, когда говорим о войне с детьми.

 

Автор: Ирина Рынкевич

 

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>