Как рождается творчество

общий снимок26-29 октября 2019 года мы с Леонидом Прокофьевым и Анной Антоновой в качестве приглашенных преподавателей приняли участие в Арт-резиденции «Среда» в д.Вокнаволок. Организовали мероприятие наши друзья и коллеги из г.Костомукша. В этот раз Арт-резиденция была посвящена Году театра в России и Году «Калевалы» в Карелии. Результатом четырёхдневной работы стал спектакль по мотивам «Калевалы».

Очень интересно было наблюдать за работой Леонида Прокофьева — актёра, режиссёра, театрального педагога.

 

04

Одно из первых заданий: написать в 2 столбика события своей жизни и параллельно события в окружающем мире, проходящие в это же время, и рассказать об этом со сцены.

Не все решились. А нужно было вывести на сцену всех. И не важно, с чем именно.

Участие взрослых в упражнениях не напрягает Леонида, он использует это как ресурс. Взял трёх девочек, которые не готовы были прочитать свои события, посадил на сцену и попросил пересказать… мою биографию, озвученную только что. Перебивая друг друга. Сработало. Но что именно?

— они были втроем — это не так страшно

— они рассказывали не свою биографию

— необходимость перебивать вносила игровой элемент

 

06Был и еще один мальчик, который не сумел выйти на сцену, хотя биографию написал. Тогда Леонид сказал: “Сцена прямо здесь, разворачивайтесь” и встал рядом со спины. И мальчик начал читать.

Важно довести до результата, но не давя, а меняя условия, подбирая оптимальное для этого конкретного человека.

 

 

08Storytelling  — отличная практика, чтобы разговорить ребят. Леонид положил на пол в центр круга обычную салфетку и объявил, что это и будет темой истории. Важное условие — не останавливаться. Причем ведущий передавал слово от одного участника другому, иногда даже не дав первому закончить предложение. И важно было подхватить. Начали с простого: «Салфетка белая, мягкая…» Темп постепенно ускорялся, возрастал и накал сюжета. В истории появились инопланетяне и динозавры… Важно было, чтобы ребята перестали бояться говорить. Особенно когда нет готового текста.

 

Для спектакля не было готового сценария. Это должно было идти от самих ребят. Познакомили их с “Калевалой” через беседу и просмотр фильма финских кинематографистов.

Двигались через небольшие этюды, давая, от чего оттолкнуться. Например, первые сцены родились под впечатлением от экскурсии по деревне Вокнаволок и в местный музей. Место это необычное — родина кузнецов и рунопевцев. Какие проявились темы? Бабушкины сказки у печки… О чём лают собаки?.. Будни северных карел… Птенцов ставят на крыло перед дальней дорогой…

 

11Сначала всё было банально. Но после показа Леонид спрашивал группу, как работалось, а потом просил зрителей сделать группе комплименты.

Когда одна из участниц сказала: “Конструктивная критика тоже принимается”, Леонид пресёк это. Только комплименты!

Оказывается, похвала может быть не менее конструктивной. Следующий этюд нужно было сделать, вдохновившись находками своих коллег. Причем, идеи просто “передали по кругу”.

 

15Мы взрослой командой делали композицию только руками. Мать выпускает подросшего птенца из гнезда.

Как сказал один парень: “Ничего не понятно, но очень интересно”. Это стало фразой проекта.

17

 

 

Этот прием сразу изменил пластику и других групп.

В одной группе был очень сильный текст — “О чём лают собаки” и вдохновившаяся группа ввела в свой показ текст.

 

 

18

Мы сами вдохновились многоярусностью другой группы и их темой “бабушкины сказки”.

Причем, использовали еще и реальную ситуацию: когда я рассказывала о скрытом смысле народных сказок, это произвело сильное впечатление на ребят.

В результате у нас появилась композиция, где Анна играла ребенка, который с упоением читает сказки. Лена, игравшая маму, подсела сзади, заглянула в книжку через плечо. И вдруг за её спиной появляется ещё кто-то (то есть я). Дети потом решили, что это умершая бабушка, но мы подразумевали знание предков. Чтобы показать необычность происходящего, я подняла и бросила волосы Лены, после чего закрыла своё лицо руками, а она мимикой показывала, что не понимает, что происходит, прислушиваясь к своим ощущением.

20

Дальше ребята выбрали фрагменты из «Калевалы» и попытались переосмыслить их, в результате чего появились три зарисовки: Упорство Ильмаринена, Месть Лемминкяйнена и Сложные отношения Красавицы Похьелы и Вяйнямейнена (покупка женщин).

 

 

 

 

 

24А потом Леонид …  выдал каждой группе ватманский лист. Узнав, что нужно делать, группы слегка опешили: какое отношение это имеет к спектаклю? Но задание выполнили.

Сначала на листе появились карты, потом фигуры и слова. А потом оказалось, что и рисунки эти, и слова — стимул для поиска нестандартных решений. И именно эти решения способствовали переходу постановок на новый уровень.

 

 

26Участников опять перетасовали, создав три группы, которые превратились в три разных театра: Театр предмета, Театр пластики и Шумовой театр. И каждый театр представил оригинальное представление на одну из трёх выбранных ранее тем по «Калевале». Предметный театр ставил “Упорство Ильмаринена”.

Леонид опять выслушал рассказ группы, как работалось, а потом вызвал двух человек из другой команды, велел им включить фонарики на телефоне и стать осветителями, а сам выключил свет. И все увидели, насколько это круче.

 

 

31Когда вторая группа показывала пластический этюд про “покупку женщин”, Леонид попросил всех зрителей включить фонарики на телефонах. А еще пошушукался с актерами. И во второй раз они проходили на сцену сквозь зрителей и касались их во время своего представления.

 

 

32Самым впечатляющим оказалось представление звуковиков: вой ветра, скрип снега под ногами, стук в дверь, открывающаяся со скрипом дверь, шаги по деревянному полу…  Это то, что потом практически полностью сохранилось в спектакле.

Это было уже интересно. Я не стала смотреть шлифовку и прогон, чтобы не потерять остроту ощущений.

 

33Но я увидела обстановку перед спектаклем. Никакой суеты. Актерская разминка, сосредоточенность на ощущениях, командный настрой на успех.  Это особая атмосфера — не страх, а волнение. Очень четкое отличие.

Зрителей встречали с электронной свечой у входа в темный зал и проводили на места небольшими партиями, сразу настраивая на необычность происходящего.

 

Темнота и звуковая картинка перенесли зрителей в другой мир.

 

34Пока Ильмаринен пытался построить поселение сам, ничего не получалось — то ветер, то землетрясение, то снегопад. Герой отчаялся. А потом разделил ответственность за строительство с другими людьми, и всё получилось.

«Это наше будущее» — сказал Ильмаринен в заключительной сцене, и актеры, не занятые в этом эпизоде, стали подходить к зрителям со спины и обнимать их за плечи. И это прикосновение было словно послание из будущего. Очень сильное ощущение!

После представления и зрители, и актеры не сразу были готовы выразить свои чувства словами — настолько это было сильно и непонятно. А когда оказались готовы, слова потекли рекой — слова восторга и благодарности.

 

37И ещё один небольшой, но важный момент. Креативность должна быть во всём.

Так выглядела афиша спектакля, которую Анна Антонова сделала с девчонками.

Зрителей пришло столько, что пришлось доставлять скамейки, чтобы все поместились.

 

Автор: Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>