Настольная игра «Поход за Сампо» была изготовлена в рамках проекта «История в играх» при поддержке Фонда Президентских грантов в 2018 году.
Задача игры — привлечь внимание молодёжи к изучению текста «Калевалы». При этом знание текста для участия в игре не обязательно. Так каким же образом происходит изучение?
Дело в том, что, вступая в игру, человек уже попадает в «Калевалу», так как практически все действия в игре согласованы с содержанием эпической поэмы. Давайте посмотрим, как это происходит.
«Благословение Ильматар» — Сокровище II уровня – плюс к интеллекту. Это в игре.
В «Калевале» Вяйнямёйнен периодически обращается к матери за советом и помощью. Так в 5 руне, потеряв невесту Айно, сын вспоминает о матери:
«Не могу совсем понять я, / Как мне быть и что мне делать?
Если б мать в живых осталась, / Мне тогда б она сказала,
Что теперь с собой мне делать, / Чтоб печали не поддаться…»
Мать, пробудившись в могиле, ответила:
«В Похьёле девиц немало! / Есть там девушки получше,
Вдвое лучше и красивей / Этих медленных лапландок».
Карта Судьбы «Дуб» даёт возможность установить препятствие для кого-то из игроков. В «Калевале» проблема с дубом возникла во 2-й руне:
«Дуб из них былинкой вырос… / Дуб развесистый, огромный,
Дал широких веток много, / До небес вершину поднял,
Облакам бежать мешает, / Не дает проходу тучам,
Закрывает в небе солнце, / Заслоняет месяц ясный».
Раз есть дуб, значит, должен быть топор, чтобы его срубить. Если же дуба в игре на данный момент нет, Карту Судьбы «Топор» можно использовать как бонус при любом сражении.
Сокровища III уровня в игре позволяют открыть проход к Сампо. Игроки называют их «проходками». Для каждого препятствия – своя «проходка».
Как в 7 руне орёл перенёс Вяйнямёйнена через воды моря, так и игрок с помощью карты «Орёл» сможет перелететь Огненную Реку.
Огненная Река – препятствие, которое встретил Лемминкяйнен на своём пути в Похъелу в 26-й руне. Орёл там тоже был, но отнюдь не помощник. В «Калевале» Лемминкяйнен достал из кармана перья птиц, которые подобрал по дороге, превратил их в птиц и кинул в глотку орла.
Лемминкяйнен вообще запасливый.
«Он не знал, что статься может, / Всё ведь может пригодиться…»
Возвращаясь к орлу, — почему он помог Вяйнямёнену? Потому что в своё время мудрец, когда вырубал лес под пашню, оставил берёзу, чтобы птицы на ней отдыхали. «Хороша твоя забота» — сказал орёл во 2-й руне, а в 7-й оказал ответную услугу.
Карта «Сало» тоже относится к так называемым «проходкам».
Она позволяет пройти к Сампо через Ворота. В «Калевале» это события 42-й руны:
«Сам помазал Ильмаринен, / Мажут вместе с ним другие
Жиром те замки у входа, / Салом те крюки дверные,
Чтобы дверь не заскрипела, / Чтоб крюки не завизжали».
Мало было усыпить жителей Похъёлы, о чём мы говорили в прошлый раз. Нужно было ещё не разбудить их, забирая Сампо. Тут-то сало и помогло.
Мы уже упомянули о предприимчивости Лемминкяйнена. В 26-й руне – очередное тому подтверждение.
Когда мать остерегала его от встречи с волком и медведем Туони, герой успокоил старушку:
«Знаю, как пойти на волка, / Знаю средство на медведя:
Колдовством узду на волка, / На медведя цепь надену».
Но поскольку у запасливого Лемминкяйнена в нужный момент оказался с собой клочок шерсти, он сделал из него овечек, и те приняли на себя интерес хищников.
А вот Ильмаринен 19-й руне, будучи послан хозяйкой Лоухи в не самое комфортное место, реально
«Выковал узду из стали, / Выковал ремень железный…
Обвязал он пасть у волка, / Он связал медведя цепью».
Так что наличие среди Карт Судьбы «Магической цепи» совершенно оправдано.
Сокровище III уровня «Пух» позволяет преодолеть мороз – препятствие на пути к Сампо. Это отсылает нас к 30-й руне, когда Лоухи наслала мороз, чтобы заморозить лодку Лемминкяйнена. Что делает наш предприимчивый герой?
«Собирает Лемминкяйнен / Мягкий пух по всем каменьям
И волокна по утесам; / Он связал чулки поспешно,
Рукавицы быстро сделал, / Чтоб мороза не бояться…»
«Проходка» «Снежный воин» — Сокровище III уровня – позволяет игроку преодолеть ров с раскалёнными камнями. Это препятствие из 26 руны. Выглядело оно так:
«Ров лежит среди дороги,
Протянувшись и к востоку, / И на запад бесконечно.
Полон ров камней горячих, / Глыб он полон раскаленных».
«Снежный воин» — это нереализованный проект Лемминкяйнена, который он представил матушке в ответ на её опасения.
«Превращу я снег в героя, / Изо льда создам я мужа,
Погоню героя в пламя / И вгоню его я в пекло…
Сам скользну я стороною, / Проскочу я через пламя».
В реальности всё случилось иначе. Лемминкяйнен обратился к верховному богу Укко с просьбой послать сильный снегопад. Укко запрос удовлетворил.
«Снег послал он толщей с сажень, / На горящие каменья,
На пылающие глыбы: / Озеро из снега вышло…
Чародейством Лемминкяйнен / Ледяной там мост устроил…»
Что ж, технологию можно и изменить в процессе, был бы исходный материал 😉
Как и положено лодке, Карта «Лодка Вяйнямёйнена» — Сокровище I уровня – позволяет быстрее перемещаться по речным гексам.
В 17-й руне — инструкция по строительству лодки. Впрочем, вряд ли вы сможете ею воспользоваться, ибо Вяйнямёйнен
«Строит лодку заклинаньем; / Из кусков большого дуба,
Песню спел — и дно готово, / Спел еще — бока построил.
Третью песню спел — и сделал / Все уключины для вёсел…
Трёх словечек не хватило, / Чтоб устроить в лодке рейки…»
О том, где добыл Вяйнямёйнен недостающие знания – отдельная история. Важно, что добыл.
«Был готов челнок без стройки, / Лодка выросла без щепок».
Где же рунопевец добыл недостающие знания? В игре карта «Мудрость Випунена» даёт +3 к интеллекту до конца игры, не зря это Сокровище II уровня.
Вяйнямёйнену в 17-й руне этот бонус дался нелегко. Но оно того стоило.
Випунен – древний богатырь, пребывающий в анабиозе. Но, будучи разбуженным, он
«Отворил ларец заклятий / Наилучших песен выбрать: /
О вещей происхожденье… / Много пел с большим уменьем!
Не слыхали, не видали / Никого, кто пел бы лучше».
Ученик оказался благодарным:
«Ста словам я научился, / Тысячу узнал заклятий».
У Вяйнямёйнена изначально уровень интеллекта выше, чем у других героев (разве что женские персонажи могут с ним в этом потягаться), а тут ещё и Мудрость Випунена. В игре тип сражения – силой или интеллектом – выбирает нападающий. В «Калевале» всё хитрее: когда в 4-й руне Ёукахайнен предложил Вяйнямёйнену драться на мечах, мудрец пустил в ход заклинания. И победил.
В 39-й руне, когда калевальцы решили забрать у Лоухи Сампо, Вяйнямёйнен попросил Ильмаринена сковать ему меч.
«Сделал меч, какой хотелось, / И клинок был самый лучший.
Меч он золотом украсил, / Серебром отделал славным.
Старый, верный Вяйнямёйнен / Посмотреть туда приходит.
Огневой клинок берет он, / Поворачивает, смотрит:
«А придется ль меч по мужу?» / И пришелся меч по мужу.
Там и тут мечом он рубит / По железному утесу…»
Карта «Меч Ильмаринена» — очень желанное Сокровище II уровня.
Не смотря на то, что формально третий уровень выше, чем второй, бесполезно забирать Сампо, воспользовавшись «проходкой», не имея на руках Сокровищ, особенно второго уровня, чтобы защититься.
Особенно ценно в настольной игре «Поход за Сампо» одно из Сокровищ II уровня -карта «Конь Хийси», — когда убегаешь с Сампо от преследователей.
Лемминкяйнен заполучил этого коня в 14-й руне. Трофей эксклюзивный:
«Из волос огонь струился, / Подымался дым из гривы».
Действие карты «Пиво Осмотар» — Сокровища I уровня — противоречиво, как и действие самого напитка: силы прибывает – ума убывает.
В 20-й руне действие напитка сформулировано несколько иначе:
«Храбрым радость доставляет, / А глупцов на драку гонит».
Там же подробно описана история создания рецепта пива. Ингредиенты вам лучше не знать. Хи-хи.
Вяйнямёйнен в 16-й руне высказался более категорично:
«Кто пьёт пиво, тот пьянеет: / Кто пьянеет, часто гибнет».
Такая вот антиалкогольная пропаганда.
Отдельной колодой в игре идут «Козни Лоухи».
Так при открытии карты «Сватовство» на поле выставляются три жетона испытаний на интеллект.
Испытания – неотъемлемая часть сватовства. В 13-14 рунах Лемминкяйнен прошёл лишь два уровня, добыв сначала лося Хийси, потом его же коня. Задание добыть лебедя в реке Туонелы (Царства мёртвых) Лемминкяйнен выполнить не успел, ибо был убит из мести второстепенным героем.
В 19-й руне к Красавице Похъелы пришёл свататься Ильмаринен. Ему пришлось вспахать змеиное поле, справиться с медведем и волком Туонелы и там же поймать гигантскую щуку.
Если в прошлый раз Красавица Похъелы продинамила кузнеца (тот выковал Сампо и рассчитывал получить деву в жёны), то в этот раз она ему даже помогала. Советом. И всё получилось
Когда Ильмаринену в 19-й руне пришлось вспахать змеиное поле, ему очень помогло железное облачение.
«Из железа обувь сделал, / Их надел себе на ноги
Взял железную рубашку / Опоясался он сталью,
Взял железные перчатки / Взял он варежки из камня».
Такая вот спецодежда у спецпахарей.
В игре Змеиное Поле – одно из препятствий по пути к Сампо. Преодолеть его и позволяет карта «Железное облачение» — Сокровище III уровня.
Змеи в «Калевале» встречаются довольно часто. Самая страшная – в 26-й руне на пути Лемминкяйнена в Похъёлу:
«Сотней глаз змея глядела, / Жал до тысячи имела;
Шириной глаза с решета, / А язык с копье длиною,
Как зубцы у грабель — зубы, / Шириной спина в семь лодок».
В игре Карта Судьбы «Змея» тоже может стать серьёзным препятствием к победе.
Среди Козней Лоухи есть карта «Болезнь». Во время её действия при получении ранения герой умирает.
Подобное произошло в 45-й руне:
«В Вяйнёле народ болеет, / Калевы лежат герои
В неизвестных им болезнях, / Так что пол гниет под ними…»
В «Калевале» Вяйнямёнен избавил свой народ от болезней, призвав Укко в помощь. В игре же Вяйнямёйнен играет сам за себя, так что остаётся только взывать к Укко 😉
Когда «дуют» «Ветра Похъёлы» — то есть когда действует эта карта Козней Лоухи – все открытые жетоны переворачиваются.
Хоть и сказал Вяйнямёйнен в 43-й руне хозяйке Похъёлы:
«Укко лишь в погоде властен, / Он ключи судьбы имеет.
Не чудовищу иметь их, / Не врагу держать руками», в 42-й руне, пытаясь вернуть похищенное калевальцами Сампо, Лоухи попросила Укко:
«Сделай бурю, непогоду, / Силу воздуха ты вышли,
Подними волненье, ветер / Против этой лодки в море…»
И Укко сделал, о чём его попросили.
Карты Козни Лоухи в настольной игре «Поход за Сампо» задают ограничение на данный круг. Карта «Пробудившийся медведь» появилась в связи с событиями 46-й руны.
«Слышны новости в деревне: / В Вяйнёле все исцелились,
Калевала избежала / Наколдованных ей бедствий…
Лоухи, Похъёлы хозяйка, / Весть услышав, обозлилась…
Погнала из чащ медведя, / Косолапого из леса
К Вяйнёле на скот рогатый, / На поляны Калевалы».
Карта «Стая волков» хоть и относится к Козням Лоухи, для большинства игроков скорее подарок: побороть волка не так сложно, а победа над ним позволяет взять Сокровище I уровня.
Целебная мазь возникает в «Калевале» дважды. Первый раз в 9-й руне её варил сын знахаря из трав и дубовой коры, когда нужно было остановить кровь и вылечить колено Вяйнямёйнена. Интересно, как медицинский препарат проходил тестирование.
«Там ветвистая осина / На краю росла поляны,
Только сильно подломилась / И совсем почти упала;
Он её помазал смесью / И потёр волшебной мазью,
Тут поправилась осина / И ещё вдруг крепче стала:
Поднялась вершина стройно, / Укрепился ствол высокий.
Стал он мазать этой мазью, / Покрывать волшебным средством
И расколотые камни, / И рассёкшиеся скалы:
Вновь срастались половины / И куски соединялись».
Заключение эксперта:
«Вот состав с большою силой, / Вот испытанное средство».
Второй раз в 15-й руне мать Лемминкяйнена лечит своего сына. Кстати, и она, и знахарь определяли качество снадобья на вкус.
В игре же карта Судьбы «Целебная мазь» гарантированно исцеляет игрока от ранения.
В основе мази, которая спасла Лемминкяйнена в 15-й руне, был мёд. Трижды пчёлка добывала мёд, причём, лишь на третий раз средство оказалось эффективным, и не случайно – то был мёд самого Укко.
«Только бог — его хозяин, / Только сам употребляет,
Им детей своих он мажет / От недобрых сил болезни».
Отсюда в игре карта «Мёд Укко» — Сокровище II уровня.
Читайте «Калевалу» и играйте в настольную игру «Поход за Сампо»!
Дизайн карточек Майи Савчук
Про кантеле можно знать, не читая «Калевалу» и не играя в настольную игру «Поход за Сампо».
В игре Карта Судьбы «Кантеле» позволяет усыпить любого из игроков. Этим свойством кантеле воспользовался и Вяйнямёйнен в 42-й руне, когда им нужно было забрать в Похъёле Сампо.
«Весь народ ослабил старец: / Все, уставши, повалились,
И, кто слушал, тихо дремлет, / Кто дивился, засыпает…
На глаза навел дремоту, / Крепко запер всем ресницы,
На замок он запер веки / Погруженным в сон героям.
Крепкий сон на них навел он, / Чтоб они проспали долго».
В игре усыплённый герой спит не долго – всего один круг. Но иногда и это меняет ход истории.
Карту Судьбы «Путешествие по морю» игроки называют «волшебной», так как она позволяет мгновенно оказаться в любом из стартовых гексов. Особенно это актуально, когда ты захватил Сампо и убегаешь от преследователей.
Ближе всего по действию этой карты ситуация в 10-й руне, когда Лоухи отправила Ильмаринена домой, после того как тот изготовил Сампо и получил «от ворот поворот» от красавицы Похъелы. Усадила героя на ладью, вызвала сильный ветер в нужную сторону – чем не экспресс?
Как видите, игра — отличный материал для изучения такого сложного произведения как «Калевала».
Ирина Рынкевич
Дизайн карточек Майи Савчук