Изучаем «Калевалу» по… настольной игре

4Настольная игра «Поход за Сампо» была изготовлена в рамках проекта «История в играх» при поддержке Фонда Президентских грантов в 2018 году.

Задача игры — привлечь внимание молодёжи к изучению текста «Калевалы». При этом знание текста для участия в игре не обязательно. Так каким же образом происходит изучение?

 

 

Дело в том, что, вступая в игру, человек уже попадает в «Калевалу», так как практически все действия в игре согласованы с содержанием эпической поэмы. Давайте посмотрим, как это происходит.

 

+благословение«Благословение Ильматар» — Сокровище II уровня – плюс к интеллекту. Это в игре.

В «Калевале» Вяйнямёйнен периодически обращается к матери за советом и помощью. Так в 5 руне, потеряв невесту Айно, сын вспоминает о матери:

«Не могу совсем понять я, / Как мне быть и что мне делать?
Если б мать в живых осталась, / Мне тогда б она сказала,

Что теперь с собой мне делать, / Чтоб печали не поддаться…»

Мать, пробудившись в могиле, ответила:

«В Похьёле девиц немало! / Есть там девушки получше,
Вдвое лучше и красивей / Этих медленных лапландок».

 

+дуб топорКарта Судьбы «Дуб» даёт возможность установить препятствие для кого-то из игроков. В «Калевале» проблема с дубом возникла во 2-й руне:

«Дуб из них былинкой вырос… / Дуб развесистый, огромный,

Дал широких веток много, / До небес вершину поднял,

Облакам бежать мешает, / Не дает проходу тучам,

Закрывает в небе солнце, / Заслоняет месяц ясный».
Раз есть дуб, значит, должен быть топор, чтобы его срубить.  Если же дуба в игре на данный момент нет, Карту Судьбы «Топор» можно использовать как бонус при любом сражении.

 

+орёлСокровища III уровня в игре позволяют открыть проход к Сампо. Игроки называют их «проходками».  Для каждого препятствия – своя «проходка».

Как в 7 руне орёл перенёс Вяйнямёйнена через воды моря, так и игрок с помощью карты «Орёл» сможет перелететь Огненную Реку.

Огненная Река – препятствие, которое встретил Лемминкяйнен на своём пути в Похъелу в 26-й руне. Орёл там тоже был, но отнюдь не помощник. В «Калевале» Лемминкяйнен достал из кармана перья птиц, которые подобрал по дороге, превратил их в птиц и кинул в глотку орла.

Лемминкяйнен вообще запасливый.

«Он не знал, что статься может, / Всё ведь может пригодиться…»

Возвращаясь к орлу, — почему он помог Вяйнямёнену? Потому что в своё время мудрец, когда вырубал лес под пашню, оставил берёзу, чтобы птицы на ней отдыхали. «Хороша твоя забота» — сказал орёл во 2-й руне, а в 7-й оказал ответную услугу.

 

+салоКарта «Сало» тоже относится к так называемым «проходкам».

Она позволяет пройти к Сампо через Ворота. В «Калевале» это события 42-й руны:

«Сам помазал Ильмаринен, / Мажут вместе с ним другие
Жиром те замки у входа, / Салом те крюки дверные,
Чтобы дверь не заскрипела, / Чтоб крюки не завизжали».

Мало было усыпить жителей Похъёлы, о чём мы говорили в прошлый раз. Нужно было ещё не разбудить их, забирая Сампо. Тут-то сало и помогло.

 

+цепьМы уже упомянули о предприимчивости Лемминкяйнена. В 26-й руне – очередное тому подтверждение.

Когда мать остерегала его от встречи с волком и медведем Туони, герой успокоил старушку:

«Знаю, как пойти на волка, / Знаю средство на медведя:
Колдовством узду на волка, / На медведя цепь надену».

Но поскольку у запасливого Лемминкяйнена в нужный момент оказался с собой клочок шерсти, он сделал из него овечек, и те приняли на себя интерес хищников.
А вот Ильмаринен 19-й руне, будучи послан хозяйкой Лоухи в не самое комфортное место, реально

«Выковал узду из стали, / Выковал ремень железный…
Обвязал он пасть у волка, / Он связал медведя цепью».

Так что наличие среди Карт Судьбы  «Магической цепи» совершенно оправдано.

 

+пухСокровище III уровня «Пух» позволяет преодолеть мороз – препятствие на пути к Сампо. Это отсылает нас к 30-й руне, когда Лоухи наслала мороз, чтобы заморозить лодку Лемминкяйнена. Что делает наш предприимчивый герой?

«Собирает Лемминкяйнен / Мягкий пух по всем каменьям
И волокна по утесам; / Он связал чулки поспешно,
Рукавицы быстро сделал, / Чтоб мороза не бояться…»

 

 
+воин«Проходка» «Снежный воин» — Сокровище III уровня – позволяет игроку преодолеть ров с раскалёнными камнями. Это препятствие из 26 руны. Выглядело оно так:

«Ров лежит среди дороги,
Протянувшись и к востоку, / И на запад бесконечно.
Полон ров камней горячих, / Глыб он полон раскаленных».
«Снежный воин» — это нереализованный проект Лемминкяйнена, который он представил матушке в ответ на её опасения.

«Превращу я снег в героя, / Изо льда создам я мужа,
Погоню героя в пламя / И вгоню его я в пекло…
Сам скользну я стороною, / Проскочу я через пламя».

В реальности всё случилось иначе. Лемминкяйнен обратился к верховному богу Укко с просьбой послать сильный снегопад. Укко запрос удовлетворил.

«Снег послал он толщей с сажень, / На горящие каменья,
На пылающие глыбы: / Озеро из снега вышло…
Чародейством Лемминкяйнен / Ледяной там мост устроил…»

Что ж, технологию можно и изменить в процессе, был бы исходный материал  😉
+лодкаКак и положено лодке, Карта «Лодка Вяйнямёйнена» — Сокровище I уровня – позволяет быстрее перемещаться по речным гексам.

В 17-й руне — инструкция по строительству лодки. Впрочем, вряд ли вы сможете ею воспользоваться, ибо Вяйнямёйнен

«Строит лодку заклинаньем; / Из кусков большого дуба,
Песню спел — и дно готово, / Спел еще — бока построил.
Третью песню спел — и сделал / Все уключины для вёсел…
Трёх словечек не хватило, / Чтоб устроить в лодке рейки…»

О том, где добыл Вяйнямёйнен недостающие знания – отдельная история. Важно, что добыл.
«Был готов челнок без стройки, / Лодка выросла без щепок».

 

+мудростьГде же рунопевец добыл недостающие знания? В игре карта «Мудрость Випунена» даёт +3 к интеллекту до конца игры, не зря это Сокровище II уровня.

Вяйнямёйнену в 17-й руне этот бонус дался нелегко. Но оно того стоило.

Випунен – древний богатырь, пребывающий в анабиозе. Но, будучи разбуженным, он

«Отворил ларец заклятий /  Наилучших песен выбрать: /

О вещей происхожденье… / Много пел с большим уменьем!
Не слыхали, не видали / Никого, кто пел бы лучше».
Ученик оказался благодарным:

«Ста словам я научился, / Тысячу узнал заклятий».

У Вяйнямёйнена изначально уровень интеллекта выше, чем у других героев (разве что женские персонажи могут с ним в этом потягаться), а тут ещё и Мудрость Випунена. В игре тип сражения – силой или интеллектом – выбирает нападающий. В «Калевале» всё хитрее: когда в 4-й руне Ёукахайнен предложил Вяйнямёйнену драться на мечах, мудрец пустил в ход заклинания. И победил.
+мечВ 39-й руне, когда калевальцы решили забрать у Лоухи Сампо, Вяйнямёйнен попросил Ильмаринена сковать ему меч.

«Сделал меч, какой хотелось, / И клинок был самый лучший.
Меч он золотом украсил, / Серебром отделал славным.
Старый, верный Вяйнямёйнен / Посмотреть туда приходит.
Огневой клинок берет он, / Поворачивает, смотрит:
«А придется ль меч по мужу?» /  И пришелся меч по мужу.
Там и тут мечом он рубит / По железному утесу…»
Карта «Меч Ильмаринена» — очень желанное Сокровище II уровня.

 

+коньНе смотря на то, что формально третий уровень выше, чем второй, бесполезно забирать Сампо, воспользовавшись «проходкой», не имея на руках Сокровищ, особенно второго уровня, чтобы защититься.

Особенно ценно в настольной игре «Поход за Сампо» одно из Сокровищ II уровня -карта «Конь Хийси», — когда убегаешь с Сампо от преследователей.

Лемминкяйнен заполучил этого коня  в 14-й руне. Трофей эксклюзивный:

«Из волос огонь струился, / Подымался дым из гривы».

 

+пивоДействие карты «Пиво Осмотар» — Сокровища I уровня — противоречиво, как и действие самого напитка: силы прибывает – ума убывает.

В 20-й руне действие напитка сформулировано несколько иначе:

«Храбрым радость доставляет, / А глупцов на драку гонит».

Там же подробно описана история создания рецепта пива. Ингредиенты вам лучше не знать. Хи-хи.

Вяйнямёйнен в 16-й руне высказался более категорично:

«Кто пьёт пиво, тот пьянеет: / Кто пьянеет, часто гибнет».

Такая вот антиалкогольная пропаганда.

 
+сватовствоОтдельной колодой в игре идут «Козни Лоухи».

Так при открытии карты «Сватовство»  на поле выставляются три жетона испытаний на интеллект.

Испытания – неотъемлемая часть сватовства. В 13-14 рунах Лемминкяйнен прошёл лишь два уровня, добыв сначала лося Хийси, потом его же коня. Задание добыть лебедя в реке Туонелы (Царства мёртвых) Лемминкяйнен выполнить не успел, ибо был убит из мести второстепенным героем.

В 19-й руне к Красавице Похъелы пришёл свататься Ильмаринен. Ему пришлось вспахать змеиное поле, справиться с медведем и волком Туонелы и там же поймать гигантскую щуку.

Если в прошлый раз Красавица Похъелы продинамила кузнеца (тот выковал Сампо и рассчитывал получить деву в жёны), то в этот раз она ему даже помогала. Советом. И всё получилось  :)

 

+облачение

Когда Ильмаринену в 19-й руне пришлось вспахать змеиное поле, ему очень помогло железное облачение.

«Из железа обувь сделал, / Их надел себе на ноги
Взял железную рубашку / Опоясался он сталью,
Взял железные перчатки / Взял он варежки из камня».
Такая вот спецодежда у спецпахарей.

В игре Змеиное Поле – одно из препятствий по пути к Сампо. Преодолеть его и позволяет карта «Железное облачение» — Сокровище III уровня.

 

+змеяЗмеи в «Калевале» встречаются довольно часто. Самая страшная – в 26-й руне на пути Лемминкяйнена в Похъёлу:

«Сотней глаз змея глядела, / Жал до тысячи имела;
Шириной глаза с решета, / А язык с копье длиною,
Как зубцы у грабель — зубы, / Шириной спина в семь лодок».
В игре Карта Судьбы «Змея» тоже может стать серьёзным препятствием к победе.

 

+болезньСреди Козней Лоухи есть карта «Болезнь». Во время её действия при получении ранения герой умирает.

Подобное произошло в  45-й руне:

«В Вяйнёле народ болеет, / Калевы лежат герои
В неизвестных им болезнях, / Так что пол гниет под ними…»

В «Калевале» Вяйнямёнен избавил свой народ от болезней, призвав Укко в помощь. В игре же Вяйнямёйнен играет сам за себя, так что остаётся только взывать к Укко  😉

 
+ветраКогда «дуют» «Ветра Похъёлы»  — то есть когда действует эта карта Козней Лоухи – все открытые жетоны переворачиваются.

Хоть и сказал Вяйнямёйнен в 43-й руне хозяйке Похъёлы:

«Укко лишь в погоде властен, / Он ключи судьбы имеет.
Не чудовищу иметь их, / Не врагу держать руками», в 42-й руне, пытаясь вернуть похищенное калевальцами Сампо, Лоухи попросила Укко:

«Сделай бурю, непогоду, / Силу воздуха ты вышли,
Подними волненье, ветер / Против этой лодки в море…»
И Укко сделал, о чём его попросили.

 

+звериКарты Козни Лоухи в настольной игре «Поход за Сампо» задают ограничение на данный круг. Карта «Пробудившийся медведь» появилась в связи с событиями 46-й руны.

«Слышны новости в деревне: / В Вяйнёле все исцелились,
Калевала избежала / Наколдованных ей бедствий…

Лоухи, Похъёлы хозяйка, / Весть услышав, обозлилась…

Погнала из чащ медведя, / Косолапого из леса
К Вяйнёле на скот рогатый, / На поляны Калевалы».

Карта «Стая волков» хоть и относится к Козням Лоухи, для большинства игроков скорее подарок: побороть волка не так сложно, а победа над ним позволяет взять Сокровище I уровня.

 

+мазьЦелебная мазь возникает в «Калевале» дважды. Первый раз в 9-й руне её варил сын знахаря из трав и дубовой коры, когда нужно было остановить кровь и вылечить колено Вяйнямёйнена. Интересно, как медицинский препарат проходил тестирование.

«Там ветвистая осина / На краю росла поляны,
Только сильно подломилась / И совсем почти упала;
Он её помазал смесью / И потёр волшебной мазью,
Тут поправилась осина / И ещё вдруг крепче стала:
Поднялась вершина стройно, / Укрепился ствол высокий.
Стал он мазать этой мазью, / Покрывать волшебным средством
И расколотые камни, / И рассёкшиеся скалы:
Вновь срастались половины / И куски соединялись».

Заключение эксперта:

«Вот состав с большою силой, / Вот испытанное средство».
Второй раз в 15-й руне мать Лемминкяйнена лечит своего сына. Кстати, и она, и знахарь определяли качество снадобья на вкус.

В игре же карта Судьбы «Целебная мазь» гарантированно исцеляет игрока от ранения.

 

+мёд

В основе мази, которая спасла Лемминкяйнена в 15-й руне, был мёд. Трижды пчёлка добывала мёд, причём, лишь на третий раз средство оказалось эффективным, и не случайно – то был мёд самого Укко.

«Только бог — его хозяин, / Только сам употребляет,
Им детей своих он мажет / От недобрых сил болезни».
Отсюда в игре карта «Мёд Укко» — Сокровище II уровня.

Читайте «Калевалу» и играйте в настольную игру «Поход за Сампо»!

Дизайн карточек Майи Савчук

Про кантеле можно знать, не читая «Калевалу» и не играя в настольную игру «Поход за Сампо».

В игре Карта Судьбы «Кантеле» позволяет усыпить любого из игроков. Этим свойством кантеле воспользовался и Вяйнямёйнен в 42-й руне, когда им нужно было забрать в Похъёле Сампо.

«Весь народ ослабил старец: / Все, уставши, повалились,
И, кто слушал, тихо дремлет, / Кто дивился, засыпает…

На глаза навел дремоту, / Крепко запер всем ресницы,
На замок он запер веки / Погруженным в сон героям.
Крепкий сон на них навел он, / Чтоб они проспали долго».

В игре усыплённый герой спит не долго – всего один круг. Но иногда и это меняет ход истории.

 

+по морюКарту Судьбы «Путешествие по морю» игроки называют «волшебной», так как она позволяет мгновенно оказаться в любом из стартовых гексов. Особенно это актуально, когда ты захватил Сампо и убегаешь от преследователей.

Ближе всего по действию этой карты ситуация в 10-й руне, когда Лоухи отправила Ильмаринена домой, после того как тот изготовил Сампо и получил «от ворот поворот» от красавицы Похъелы. Усадила героя на ладью, вызвала сильный ветер в нужную сторону – чем не экспресс?

Как видите, игра — отличный материал для изучения такого сложного произведения как «Калевала».

Ирина Рынкевич

Дизайн карточек Майи Савчук

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>