Театр как педагогический инструмент

иконкаДети любят «ставить сценки», как это раньше называлось. Да и взрослые тоже. Всерьёз заниматься театром мало кто решится – дело непростое, требует способностей и старания, а вот разово попробовать себя в другой роли – не так сложно и интересно. Для педагогов же это отличный рабочий инструмент.

Посмотрим, как этим пользуется Педотряд «Параллели». В качестве иллюстраций – видеозаписи, часть из которых сделаны «для себя» — дабы сохранить материал, так что качество желает оставлять лучшего. Не обессудьте.

Что может послужить основой для постановки? Например, готовое произведение.

Программа «Эмоциональный взрыв – в творческий порыв» 2010 года была ориентирована на школьников 14-17 лет. Мы учили ребят преобразовывать свои эмоции, часто негативные, в творчество, тем самым нейтрализуя их. Использовали и форму театрализации. За основу взяли записи «Живого журнала» одного из членов педсостава организации, которые он делал в 16-летнем возрасте. Это короткие зарисовки, ёмко отражающие состояние молодого человека.

Каждый день группы получали одинаковый набор текстов. Первые пару дней они просто воспроизводили описанные действия. И это было откровенно скучно. Тогда мы дали установку не просто инсценировать текст, а сначала понять ситуацию, и возможно даже преобразовать её в своё произведение. Отсюда внутри спектакля появились тексты Насти Ларченко и Володи Шпаченко.

Сработали на креативность и мастер-классы, которые проходили на протяжении всей программы. Спектакль, собранный из этих постановок, нам настолько понравился, что мы решили перезаписать его в лучшем качестве уже в городе, сохранив в оригинале лишь те фрагменты, где уж очень хороши были участники из г.Апатиты Мурманской области.

 

Если в предыдущем случае мы просто дали группам произведение, а роли они распределяли сами, то в следующем мы не только выбрали произведение под решение конкретной задачи, но и людей на роли подбирали соответственно.

В январе 2015 года программа для взрослых «Мозги прочисти креативом» была посвящена мифам народов мира. Взаимоотношения с родителями – одна из самых болезненных тем для многих взрослых людей. Миф о Гефесте и его матери Гере оказался очень подходящим для эмоциональной отработки темы.

Интересно, что предварительно группа отрепетировала всё, кроме финальной сцены, поэтому на представлении мы увидели подлинные эмоции. Надо сказать, что отозвались они у зрителей очень сильно.

 

Иногда при предоставлении готового текста мы усложняем задачу, вводя определенный параметр. Например, в рамках программы «Мозги прочисти креативом» в январе 2016 года мы предложили участникам 25 текстов с миниатюрами мурманского автора Василия Рябкова. Ведущий сразу предупредил, что тексты «шизовые». Но главная сложность была не в этом, а в том, что миниатюру каждый участник должен был поставить в одиночку, независимо от того, сколько героев в тексте. Отсюда родилось немало креативных решений, а это и было темой программы.

 

 

В рамках Х Конференции по неформальной педагогике, которая проходила в октябре 2015 года на загородной базе, мы усилили элемент креативности, предложив командам в качестве пьес… инструкции по использованию утюга, фена и микроволновки. То есть командам сначала нужно было преобразовать сухой текст в живую пьесу, а затем уже поставить. У кого-то сюжет получился абстрактным, у кого-то вполне конкретным.

 

В рамках программы «Мозги прочисти креативом» в январе 2013 года мы дали каждой из трёх групп по три фотографии чешского фотографа Влада Артарова из цикла «Гвозди». Задача состояла в том, чтобы «развернуть» сюжет фотографии до небольшой постановки.

Вторую часть задания участники узнали после представления трёх сцен и заключалась она в том, чтобы соединить все три сцены в единое представление.

 

Чаще всего участники сами создают пьесу, получив лишь общую тему. Так тема на той же программе «Мозги прочисти креативом» в январе 2013 года звучала «Не время для драконов». Вот одна из версий.

 

Ещё один вариант: когда задаётся общая тема, но, чтобы участникам работать «не на пустом месте», мы даём им… три-пять предметов. С одной стороны, это может восприниматься как дополнительная сложность, так как предметы совершенно не имеют отношения к теме. Но на практике оказывается, что предметы «диктуют» сюжет. Для примера – постановка «Мой выбор» на выездной программе в 2012 году в рамках проекта «Здоровый подход».

 

В этом году этот же приём с предметами мы использовали в рамках программы «Кругозорро», в реализации которой участвуем совместно с другими общественными организациями СДМ.

Чем более чётче сформулирована задача, чем правильнее выбран приём, тем театрализация эффективнее как педагогический инструмент.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>