Тренинг по конфликтологии

IMG_1519Материал из проекта «Искусство диалога», реализованного Педотрядом «Параллели» в апреле-мае 2018 года в рамках муниципальной программы «Открытый диалог: развитие институтов гражданского общества и гармонизация межнациональных отношений на территории Петрозаводского городского округа».

Ролевая игра «Вторжение» (позаимствована из чужого курса по журналистике, автор неизвестен)

IMG_1520В лесу проживает 4 сообщества: Деревья, Волки, Зайцы, Комары. Участники делятся на сообщества. Ролевая ситуация: в лесу появились двуногие существа (подразумеваются люди). Задача: отразить это событие и отношение к нему в листовке.

 

Информация: Конфликт – от латинского – вызывать, провоцировать – это проявление противоречий между чьими-то потребностями и факторами, мешающими эту потребность удовлетворить.

 

Информация: Разновидности конфликтов:

Внутриличностные

Межличностные

Между личностью и группой

Межгрупповые

 

Участникам предлагается определить разновидность конфликта в данном конкретном случае. Правильный ответ: конфликт межгрупповой.

 

Информация:

Объективная сторона конфликта – реально существующая угроза чьим-то интересам.

Субъективная сторона – восприятие поведения другой стороны как угрозы для своих интересов.

 

IMG_1528Информация: Классификация конфликтов по степени объективности:

Полный – есть и объективная, и субъективная составляющие

Мнимый – есть только субъективная составляющая, объективная же отсутствует.

Потенциальный — есть объективная составляющая, субъективная отсутствует.

 

Участникам предлагается оценить степень объективности конфликта с позиции своего сообщества. На этом этапе у ведущего появляется возможность указать сообществам на то, что никто из них не поинтересовался, зачем именно пришли люди в лес. А, как правило, это так и происходит. Ведущий делает акцент на том, что это частая ситуация в реальной жизни, когда мы реагируем на ситуацию, не зная намерений других людей, а исходим лишь из своих опасений.

Прежде чем оценить степень объективности конфликта, появляется потребность в дополнительной информации, и ведущий ее выдает: люди пришли в лес с намерением строить здесь  железную дорогу.

Участники оценивают степень объективности конфликта с позиции своего сообщества.

 

Информация:  Сигналы конфликта

Участникам предлагается перечислить признаки, указывающие на наличие конфликта, записав их на доске. При обсуждении они классифицируются по усилению воздействия. А затем указать, какие сигналы присутствуют в данном игровом конфликте.

 

Информация:  Варианты поведения в конфликте:

Участникам предлагается перечислить возможные варианты поведения человека (группы) в конфликте, записав их на доске. Например: Противоборство, Приспособление, Компро-мисс, Избегание, Сотрудничество и т.д. А затем указать, как повело себя их сообщество в данном игровом конфликте.

 

Информация:  Последствия конфликта

Попросить участников перечислить все возможные последствия конфликтов, записав каждый из них на отдельную карточку. Карточки группируются и фиксируются по степени усиления последствий. Затем — более конкретно указать, каковы последствия данного игрового конфликта для их сообщества.

Участникам предлагается дать свое определение слову «диалог».

 

Информация: Как показывает статистика,

лишь 5-7% людей готовы высказывать свое мнение;

15-17% готовы поучаствовать в диалоге на уровне реплик;

70% не приемлют диалог как форму.

 

IMG_1529Информация: Факторы, необходимые для диалога:

  • Значимость темы
  • Наличие различных решений
  • Наличие четкой позиции у участников
  • Отказ от силового решения
  • Признание равенства точек зрения

 

Участникам предлагается оценить наличие факторов, необходимых для диалога, применительно к своему сообществу в данной игровой ситуации.

 

Информация: Типы решений:

  • Лучшее решение
  • Временное решение
  • Откладывание решения
  • Принятие силового решения
  • Ложный компромисс
  • Отказ от продолжения диалога
  • Закрытие вопроса

 

Участникам предлагается выработать несколько типов решений применительно к своему сообществу в рамках игровой ситуации.

 

При наличии времени, потребности  и готовности группы, можно предложить участникам взять реальные ситуации и применительно к ним использовать схемы темы конфликта и диалога. Это будет закреплением материала и проверкой степени его усвоения.

 

Информация: Правила организации диалога:

  • Точная формулировка темы
  • Логичность и точность вопросов
  • Сбалансированный подбор участников
  • Предоставление слова всем участникам
  • Соблюдение регламента

 

Обсуждение итогов тренинга.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>