Занятие по межнациональной толерантности «Безбилетник»

IMG_1425Материал из проекта «Искусство диалога», реализованного Педотрядом «Параллели» в апреле-мае 2018 года в рамках муниципальной программы «Открытый диалог: развитие институтов гражданского общества и гармонизация межнациональных отношений на территории Петрозаводского городского округа».

В основу занятия положен видеоролик «Безбилетник» от Pepe Danquart.

Ведущий: Сегодня мы с вами посмотрим видеоролик «Безбилетник», снятый в 1993г. в Германии. Вы понимаете, если слово стало названием фильма, его смысл важен для понимания идеи фильма. Кто такой безбилетник?

Предполагаемый ответ: Человек, который не оплатил свой проезд, тем самым нарушил закон.

Ведущий: Итак, смотрим фильм и отмечаем все детали, которые потом помогут нам при обсуждении.

 

Просмотр видеоролика – 12 минут

 

Ведущий: Мы посмотрели фильм, теперь давайте попробуем считать тем символы, которые в нем заложены. Каково основное место действия?

Предполагаемый ответ: Трамвай.

Ведущий: Да, и до этого мы видим вокзал, электричку… Одним словом, общественный транспорт. Каковы особенности взаимодействия людей в этом пространстве?

Предполагаемый ответ: Здесь оказываются самые разные люди… Они не знакомы… Взаимодействие их вынужденное… Им приходится считаться друг с другом…

Ведущий: Да, и это очень хорошо видно в первой части фильма: большой поток людей, у каждого из которых своя жизнь. И мы видим фрагменты этой жизни. Мы видим героев до того, как они оказываются в едином пространстве.

Мужчина пытается завести мотоцикл, и это у него не получается. Он сердится, потому что нарушается привычный план действий.

Мальчишка-подросток играет в луже. Подвижный ребенок, которому интересен внешний мир, который готов принимать мир таким, какой он есть.

Его мама, уже усвоившая правила взрослой жизни. Она оттаскивает сына от лужи.

Юноша-африканец с приятелем слушают музыку, которая явно им обоим нравится.

Две девочки-подружки что-то обсуждают, хихикают. Интересно, что в обеих этих парах соединены дружбой люди разных национальностей.

А вот третья дружеская пара – парни одной национальности, судя по всему, турки. Они взаимодействуют, пусть на невербальном уровне (то есть без общения словами), с девушками, но их интерес друг к другу заметен.

И вот они все оказываются в одном пространстве. Где основная точка конфликта? Кто является его источником?

Предполагаемый ответ: Инициатор конфликта – пожилая немка. Второй стороной является молодой выходец из Африки, играющий в конфликте до поры до времени пассивную роль.

Ведущий: Давайте пока оставим основную конфликтную пару и обратим внимание на реакцию окружающих.

Мальчику африканец интересен и симпатичен, и он это открыто демонстрирует. В какой-то момент в его глазах появляется злость на немку (когда та сказала, что эмигранты размножаются, как кролики).

Его мама явно растеряна. Ей неприятен этот разговор, тем более, что она сидит прямо напротив конфликтующей пары. Но она следит краем глаза за реакцией сына. Мы видим, что она замечает злость во взгляде мальчика, но активно не реагирует на это.

Остальные явно слышат слова немки, но никак не реагируют, и трудно понять, как они к этому относятся.

Разве что пожилой мужчина одобрительно кивает на слова немки, что приезжие должны менять имена перед приездом в другую страну, что явно придает женщины решимости.

А парнишка-турок попытался агрессивно ответить немке, когда та упомянула их национальность с негативным оттенком, но приятель удержал его от дальнейшей перепалки. И заметим, пока речь шла об африканце, парнишку-турка это не трогало.

Ведущий: Видеоролик нам продемонстрировал четыре вида поведения:

Активная интолерантность (пожилая немка)

Пассивная интолерантность (пожилой мужчина в очках)

Пассивная толерантность (большинство пассажиров)

Активная толерантность (мальчик)

 

Ведущий: давайте попробуем убрать излишнюю эмоциональность и посмотреть на слова пожило немки с точки зрения их объективности.

 

Аргумент героини фильма Контр-аргументы

 

Человек, живущий на деньги налогоплательщиков, должен вести себя прилично. Прилично себя должен любой человек, независимо, платит он налоги или нет.

Не факт, что африканец не работает (есть же у него проездной).

Приезжий человек должен изучить и принять манеры местного населения. Африканец не сделал ничего, явно выбивающееся из правил этикета. Разве что начал хрустеть едой, но недовольство немки началось еще до этого.
Эмигранты приезжают без приглашения. Но они получают разрешение властей.
В европейских странах и так много безработных, эмигранты забирают рабочие места. Практика показывает, что коренные жители страны не идут на те рабочие места, которые достаются эмигрантам.
Европейцу трудно отличать черты лица азиатов или африканцев. Так же как и африканцам и азиатам трудно различать черты лица европейцев. Но чем больше человек видит разных лиц другой национальности, тем более «чутким» становится его зрение.
Произношение имен азиатов и африканцев вызывает у европейцев трудности. Как правило, в повседневном общении эмигранты с труднопроизносимыми именам сами подбирают аналог имени, понятный окружающим. В данном случае, немка не знала имени парня.
Кожа людей других национальностей имеет другой запах и может казаться неприятной именно в силу непривычности. Запах парфюма, которым активно пользуются европейцы, может вызывать такое же неприятие.
В последнее время количество эмигрантов резко возросло. Это результат непродуманных действий правительства, отсутствия стратегии в вопросах миграции.
Эмигранты, укрепившись на новом месте сами, помогают переехать своим родственникам. Человеку хочется окружить себя людьми той же культуры и веры, иметь возможность полноценного общения.
Азиатские и африканские семьи существенно более многочисленны, чем европейские. Таковы устои этих народов. В неразвитых странах высока смертность детей и короче продолжительность жизни.
С притоком эмигрантов вырастает преступность. Оппонент ссылается на газеты, то есть личного опыта нет, есть страх.
Эмигранты не хотят работать. Жизненная активность – личное качество, которое не зависит от национальности.

 

Ведущий: Итак, в словах пожилой немки есть здравые мысли. Но почему они воспринимаются как агрессия?

Предполагаемый ответ: Недовольная интонация, жесткие формулировки, огульные обобщения, перенос их на конкретного человека. А главное? Разговор неконструктивен изначально. Проезд в общественном транспорте – не место и не время для обсуждения политики государства в отношении мигрантов. Если это кажется женщине настолько важным, необходимо высказывать свою позицию через деятельность общественных организаций, прессу, и в форме, соответствующей этическим и юридическим нормам.

Ведущий: А теперь давайте подумаем, о чем промолчал африканец. Можно ли узнать это?

Предполагаемый ответ: Да.

Ведущий: Но как?

Предполагаемый ответ: Поговорив с ним.

Ведущий: Давайте предположим, что те же самые люди едут не в трамвае, а в электричке, то есть более длительное время, что больше располагает к общению.  И что нет этой агрессивной женщины. С кем бы парень стал говорить?

Предполагаемый ответ: С мальчиком. А через него и мама.

Ведущий: Предположим, африканец рассказал бы, что зовут его Квадво Боатенг. Его семья живет в Гане. Ему всегда хотелось учиться, иметь хорошую работу, хороший круг общения. Он много читал, и при первой же возможности уехал в Германию, поступил в Берлинский университет дружбы народов. Изменило бы это отношение к парню других пассажиров? По каким признакам мы понимаем, что люди позитивно расположены к собеседнику, то есть как проявляется активная толерантность.

Предполагаемый ответ: они задают вопросы, внимательно выслушивают ответы, уточняют какую-то информацию, улыбаются, делятся своими мыслями и т.п.

Ведущий: Но давайте выйдем за пределы конфликта двух людей. Помните момент, когда два трамвая оказались рядом на остановке, и парень-африканец увидел через окно молодого человека, явно европейской наружности, явно расстроенного чем-то. Как бы вы прокомментировали эту сцену?

Предполагаемый ответ: Недостаточно быть человеком национальности данной страны, чтобы у тебя не было неприятностей.

Ведущий: И тут же следующая сцена – в трамвай заходит парень с плейером, одетый достаточно небрежно, явно немец. Его музыка мешает пассажирам, они это продемонстрировали, и парень не мог этого не заметить, но его это абсолютно не задело. Более того, он, в свою очередь, продемонстрировал, насколько ему все равно, что думают другие. Ваш комментарий?

Предполагаемый ответ: Причинять неудобства другим людям могут люди любой национальности.

 

Ведущий: Теперь давайте посмотрим, как развивался конфликт, его динамику:

Как правило, первые сигналы конфликта происходят на невербальном уровне. Помните, как немка оглядывает африканца? Понятно ли по взгляду отношение женщины к парню?

Предполагаемый ответ: Отношение явно негативное.

Ведущий: первый сигнал – взгляд. Второй – жесты. Помните, как она зло выдернула сумку и полы одежды из под севшего на них парня? Можно ли было предположить ее дальнейшее поведение?

Предполагаемый ответ: Да.

Ведущий: Какова реакция парня? Он ведь не глупый человек, судя по всему. Он ситуацию увидел, понял и принял решение. Какое, и почему, как вы думаете?

Предполагаемый ответ: Он решил не отступать и воспользоваться своим правом здесь находиться.

Ведущий: Как вы думаете, парень впервые сталкивается с такой ситуацией?

Предполагаемый ответ: Нет.

Ведущий: Парню это неприятно, но он готов к этому. И у него есть выработанная модель поведения: не отвечать агрессией на агрессию. Разве что он достал еду и начал ее есть, демонстративно громко. Ответ звуком без слов. Что же делает женщина? Несколько фраз звучат безличностно. Она говорит о КОМ-ТО. Потом появляется обозначение национальности. Звучит двусмысленная фраза: «крутятся вокруг нашего кармана». Претендуют на государственное финансирование? Но можно понять и как обвинение в воровстве. И если сначала она говорит о конкретных действиях (манеры поведения, занятие рабочих мест), которые впрямую задевают местное население, то потом нарушает личностную границу и упрекает эмигрантов в том, что у них другие имена, другой запах, другие традиции. Получив эмоциональную поддержку одного из пассажиров и не получив отпора ни от кого другого, она переходит на оскорбительные формы: «размножаются как кролики», «мы никогда от них не избавимся». Что спровоцировало разрешение ситуации?

Предполагаемый ответ: Появление контролера.

Ведущий: А если бы контролер не зашел, как бы все разрешилось?

Предполагаемый ответ: Каждый вышел бы на своей остановке. Женщина еще могла по инерции продолжить разговор с кем-то из встретившихся знакомых. Парень так же мог поделиться с кем-то из близких.

Ведущий: Ситуация ушла бы в песок. И в большинстве случаев так и бывает. Но эта ситуация разрешилась иначе и потому стала фильмом. У африканца появилась возможность отомстить. Как вы думаете, если бы женщина не завела разговор, а ограничилась лишь взглядом и жестом, парень сделал бы то, что сделал?

Предполагаемый ответ: Нет.

Ведущий: То есть женщина своим поведением сама спровоцировала парня. Причем, она-то вышла только на вербальный уровень, а он, минуя этот уровень, совершил действие. И такое часто случается, когда человек пытается уходить от конфликта. Он не позволяет себе высказывать недовольство открыто, но, когда его терпение лопается, он переходит к действиям. Не случайно говорит: «Человек, который долго молчит и терпит, уходит разом и навсегда».

Но как могла ситуация развиваться с момента, когда парень съел билет? Ведь некоторые это видели – в частности мальчик и его мама.

Предполагаемый ответ: Пассажиры могли подтвердить правоту женщины.

Ведущий: Но они этого не сделали. Почему?

Предполагаемый ответ: Это проявило их пассивную толерантность в отношении африканца. И им неприятна была ситуация, в которую их поставила пожилая женщина.

 

Ведущий: Любопытно, что женщина не стала просить помощи у пассажиров. Возможно, сказался немецкий менталитет. Возможно, это индивидуальная особенность женщины – пренебрежительное отношение к людям вообще. Но давайте посмотрим, какой сложился расклад на конец фильма, вспомнив о его названии. «Безбилетник» — человек без документа, подтверждающего оплату, нарушивший закон. Закон – как нечто общее, применимое ко всем, независимо от национальности, возраста и т.п. Какие категории появляются у нас при таком взгляде?

Предполагаемый ответ:

— Есть африканец, у которого проездной.

— Есть другие пассажиры с билетами.

— Есть немец, не успевший купить билет, поскольку он не планировал ехать на трамвае. То есть он не злоумышленник, но нарушитель порядка под воздействием обстоятельств.

— И есть немка, которая лишилась билета весьма странным способом, но не без ее участия. Формально она не виновна, но фактически она стала нарушителем. Закон – это то, что регламентирует отношения людей в стране.

Автор идеи А.Зверева, г.Мончегорск, разработчик И.Рынкевич, г.Петрозаводск

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>