Закулисье классного театра

школаНина Анатольевна Аверьянова – классный руководитель 3 класса Независимой школы Петрозаводска. В этой школе есть традиция – ежегодно проводить «Театральные сезоны», в которых принимают участие все классы. Как не трудно посчитать, третьеклассники участвуют в фестивале в третий раз. Ставили «Козу-дерезу». Но в этом году всё происходило несколько иначе — работа над спектаклем стала для ребят своего рода ролевой игрой, поскольку они выступали не только в качестве актёров, но и прошли весь путь рождения спектакля — были костюмерами и гримёром, звукооператором и осветителем, художником-оформителем и рабочими сцены.

Интервью с Н.Аверьяновой записала И.Рынкевич

 

Театр назвали «Корифеи». В древней греческой трагедии так называли руководителя хора. А потом стали использовать это слово, говоря о выдающихся деятелях науки или искусства.

Корр: Как ребята отнеслись к новой форме?

— Ребята сравнили это с «КидБургом».

Корр: Это детский город профессий?

— Да, в Петербурге. В прошлом году мы ездили туда всем классом. Им очень понравилось. Мне даже в голову не пришло, а у них сразу возникла ассоциация.

Корр: То есть ребята оказались готовы к такой форме?

1— Да. Сначала мы посмотрели мультфильм, он отличается от сказки «Коза-дереза» в печатном варианте. Обсудили, стоит ли брать этот вариант как сценарий. Решили, что это интересно.

Мы часто ходим в театр, а в этом году ещё и побывали на экскурсии «Мир закулисья» в Музыкальном театре, и в театральном квесте принимали участие, поэтому ребята знают театральные профессии. Мы выписали их на доске – те, что понадобятся в нашем маленьком театре. И роли для актёров, которые есть в спектакле.

3Каждый писал мини-заявление, где под цифрой один указывал, кем бы он хотел быть больше всего, и потом ещё две позиции, которые ему интересны. Я собрала все данные в единую таблицу. Интересно, что на актерские вакансии подали именно те ребята, которых я и сама видела в этих ролях.

Корр: То есть у них есть чутьё?

— Да. И мне хотелось, чтобы они увидели, что успех зависит от работы каждого.

Корр: Обид не было?

— Обиды были у кое-кого из родителей. Один из мальчиков получил роль, какую хотел. На первую репетицию пришёл – слова не выучены, на вторую – то же самое. При том, что роль небольшая. Накануне третьей репетиции говорю мальчику при папе: «Если ты и на третью репетицию слова не выучишь, я тебя с роли сниму». При папе он ничего не сказал, а когда пришел в класс, заявил: «Не очень мне и нужна эта роль». Сделали замену.

Корр: Что решал только директор? И как это воспринималось?

— Изначально я сказала детям и написала в группе для родителей, что именно директор утверждает актера на роль. Если человек не справляется, я не буду уговаривать ребенка, обсуждать это с родителями, я просто буду принимать решение, исходя из того, что целесообразно для дела.

Мама отстраненного от роли мальчика до последнего не верила, что его снимут. Но, когда пришла на спектакль, убедилась. Потом, конечно, пришлось выдержать неприятный разговор, но решение было принято.

Корр: Остальные справились?

костюмыДа. Ева была у нас костюмером и играла небольшую роль второй козочки. Очень ответственно подошла к своей работе. Подходит ко мне: «Нина Анатольевна, нам нужна стойка для костюмов». А я сама только подумала об этом. Говорю: «Ты молодец». Пошла искать стойку, а нет её в школе. На следующий день прихожу, Ева подбегает: «Вот, папа привёз стойку». Потом появились плечики. Пошли посмотрели, какие костюмы есть в школе. То есть не я её водила, а она меня.

То же самое с реквизиторами. Их было двое – Маша и Артём. Они так хорошо друг друга контролировали.

 

 

реквизитНа репетиции собирались все вместе. Актёры на сцене, Костя и Свят за пультом, я в зале – между ними. Остальные сидели со сценарием и работали каждый по своему направлению. Костюмер смотрела пор мультфильму, какие нужны костюмы. Реквизиторы выписывали, какие предметы в каком действии понадобятся. Вывесили список в раздевалке, сами подходили к родителям, спрашивали, у кого что есть. Записывали, у кого что взяли: скатерть, самовар, сундук… Подошли: «Нина Анатольевна, а вот Вы говорили, что принесёте это, что у Вас есть». То есть здесь они меня мобилизовали, а не я их. Это был первый спектакль, когда у нас не было заминок с костюмами и реквизитом. Перед спектаклем они проверили, всё ли лежит на нужных местах. Говорят: «Нина Анатольевна, коса неправильно стоит. На репетиции она стояла здесь. Здесь её удобнее брать».

Корр: Это уже профессионализм.
4— Да. Мы ведь на «Закулисье» ходили в декабре, в ходе подготовки к своему спектаклю. Ребята увидели пульт звукорежиссёра, говорят: «А мы знаем, у нас тоже пульт есть». Стали рассказывать ведущей, кто за что отвечает. А смотрели-то, прежде всего, что можно в своём театре сделать. Обратили внимание на график репетиций для каждого актёра – до минут расписано. И распределение гримёрок – по два актёра в каждой. Костюмы под номерами, каждый костюм закреплён за актёром.

Корр: У вас прямо курсы повышения квалификации получились.

 

 

эскизы афиш— Можно и так сказать. Афишу ребята тоже делали сами. Сначала дала задание художникам-оформителям посмотреть в интернете, какие бывают афиши. Каждый нарисовал 4 эскиза. Решили, какой будет афиша, распределились, кто какую часть будет делать.

Корр: Получается, мы недооцениваем детей?

— Я вообще думаю, что такое можно проводить уже с первого класса. В этот раз мы взяли простую сказку – она идёт всего 12 минут. У четвёртого класса спектакль шёл 45 минут. Я объяснила, что отрабатывать навык лучше на небольшом материале, но сделать его качественно и получить от работы удовольствие. В следующем году выберем сценарий посложнее.

Корр: В следующий раз ребята хотят сохранить за собой прежние обязанности или попробовать себя в новой роли?

— Ева сказала, что ей очень понравилось быть костюмером, и она хочет быть только им.

Корр: Другие классы подхватили ваше начинание?

 

2— Когда я на методобъединении сказала о задумке, многие педагоги заинтересовались. Старшеклассников после нашего успешного опыта допустили за пульт. И афиши ребята в других классах делали сами. Обычно классный руководитель просто печатал афишу на принтере. А в этот раз было больше рукотворных афиш, что очень порадовало. В прошлом моём выпуске в третьем классе девочка сама написала сценарий – сказку «Волшебная монетка». Очень интересный сюжет. В прошлом году я впервые привлекла родителей к участию в спектакле.

Корр: Каждый год эксперименты?

— Мне хочется, чтобы и другие не боялись, не думали о наградах, а экспериментировали и давали возможность ребятам реализоваться. Косте и Святу, нашим звуко и светорежиссёрам, уже предложили помогать при проведении школьных мероприятий.

Корр: Вот это признание! Это важнее дипломов.

— После этого спектакля девчонки вызвались сами готовить вечеринку на 23 февраля. С этого года я вообще стараюсь делать так, чтобы они часть работы по организации досуга брали на себя. А то у нас старшие ребята могут сказать: «Вы – классный руководитель, Вам за это платят, вот и работайте». Когда ребята сами принимают участие в подготовке, видят изнанку, убеждаются, что это намного интереснее.

При обсуждении спектакля ребята стали вспоминать, что ставили в прошлом году, и это оказалось не так просто, потому что тогда они просто каждый выучил свою роль, пришли на пару репетиций, сыграли, получили свои аплодисменты и забыли. А здесь они столько пережили вместе!

всеНа обсуждении я сказала: очень хорошо, что были ошибки. Когда ты делаешь что-то в первый раз и ошибаешься, во-первых, эти ошибки ты уже не повторишь, а во-вторых, ты в следующий раз не расслабишься. Если у тебя всё легко получилось с первого раза, это не то место, где тебе нужно себя пробовать. Пробовать себя надо в том, что требует усилий. Тогда и достижение ценится.

Bookmark the permalink.

Comments are closed