Со школьниками о бизнесе — 2

общая

14-25 августа 2017г. в Молодежно-туристическом центре «Секретный лес» (Миккели, Финляндия) прошёл бизнес-лагерь.

Это не первый наш опыт работы по этой теме. Предыдущий — в январе — описан на сайте Педотряда. Летний лагерь был вдвое продолжительнее и дал новый опыт.

 

 

 

3

Выбирая тему бизнеса, мы понимали, что предпринимательские навыки сегодня востребованы в разных сферах. Государственные учреждения, переходя на автономию, вынуждены самостоятельно находить дополнительные источники финансирования, а общественные организации изначально рассчитывают на себя.

В этот раз в вводной лекции Инна Копотева, директор Центра, говорила о внешнем и внутреннем предпринимательстве, эта терминология используется сейчас в Финляндии. Внешнее – это умение вести предпринимательскую деятельность, внутреннее – это умение вести аналогичную деятельность в любой сфере. Это перекликается с терминами hard и soft skills.

Еще в прошлом лагере мы убедились в том, что соотношение между теорией и практикой должно быть намного в пользу практики, хотя есть соблазн сначала обучить всему в надежде, что тогда будет меньше ошибок. Но, как показала практика, лучше совершать ошибки и учиться на них, чем обесценивать теорию ее невостребованностью.

Утром в тематическом блоке мы давали информацию, которую ребята тут же использовали и уже к вечеру получали результат. Они знали, что информация им пригодится, и поэтому были внимательны.

Продолжительность лагеря в 10 дней позволила фирмам достаточно развить свой бизнес, а нам – выявить и скорректировать те модели поведения у ребят, которые мешают им добиться лучшего результата. Правда, надо оговориться, что помимо темы бизнеса, у нас в лагере есть и другие обязательные элементы – языковые занятия, танцы,  робототехника и два выезда в город с культурной программой. Зато бизнес-смена была самой организованной. Как только у ребят появлялось свободное время, они приступали к делам фирмы, помимо того времени, которое отводилось под это.

6Итак, из 26 участников нам предстояло сформировать 6 команд по 3-5 человек. Исходили из того, что на занятиях по робототехнике конструкторов хватало лишь на 8 человек.

Для начала всем участникам предстояло рассказать о себе, выбирая те качества и навыки, которые могут пригодиться именно в бизнес-игре.

 

7

Завершалось резюме фразой: готов или не готов выступить в качестве руководителя фирмы.

Из 26 человек 11 выразили готовность возглавить фирмы. Нам нужно было 6.Тогда мы написали на доске имена всех кандидатов в руководители фирм и предложили всем – и детям, и взрослым, и самим кандидатам — написать свои имена под именами тех претендентов, под руководством которых они готовы работать.

 

8Теперь предстояло сформировать команды. Все 6 руководителей встали в ряд, согласно рейтингу. И каждый по очереди выбирал одного человека. Понятно, что руководители краем глаза поглядывали в список на доске. Опираться приходилось лишь на то, что увидели и услышали во время самопрезентации, и на небольшой опыт взаимодействия, который мы попытались им дать в рамках игр на знакомство.

 

9Следующий шаг – разработка бизнес-идеи. Проводили в форме практикума. То есть мы задавали вопросы, команды обсуждали и формулировали ответы. Таким образом двигались по алгоритму. По мере того, как команды одна за другой формулировали свои идеи, и государство, то есть мы – руководители программы – эти идеи поддерживали, оставшиеся фирмы уже вписывались в формирующееся поле.

В результате получилось следующее:

Компания «Free kick» предлагала индивидуальные тренировки по футболу на английском языке и организацию футбольных матчей.

Фирма «North Wind» («Северный ветер») занималась организацией и проведением коммерческих забегов и предлагала фотосессии в рамках забегов.

Компания «Run and jump» предоставляли спортивный инвентарь в аренду, арендуя его в свою очередь у государства, но за это взялась содержать инвентарь в порядке, накачивать мячи и шины колес велосипедов, при необходимости мыть велосипеды, обеспечивать возврат инвентаря на место, организовывать спортивные игры и соревнования.

Компания «Artik» делала татуировкой гелевой ручкой, предлагала изготовление баннеров, логотипов, листовок и сувенирной продукции.

Фирма «Бодрый день» будила людей по утрам, приносила чай в столовой во время еды, проводила фотосессии.

Компания «Lazy people» доставляла еду и напитки из магазина лагеря, дежурила по столовой вместо других участников.

На второй полный день лагеря все фирмы заключили договоры с государством. Причем, это не было формальностью. Так, оформляя договоры с двумя последними фирмами, мы рекомендовали им включить пункт, позволяющий вводить дополнительные услуги, аналогичные уже заявленным. Исходили мы из опыта предыдущего лагеря. Мы прекрасно понимали, что дни, когда запускается игра в «Гномов и великанов» для этих фирм могут стать как 8 Марта для продавцов цветов или как Новый год для артистов. Но для этого они должны были иметь право оказывать эти услуги платно. Изменение договора требует оплаты, а вот внесение дополнений в список услуг, если это оговорено в договоре, требовало лишь дополнительного соглашения без оплаты. Ребята прислушались к рекомендациям и через пару дней поняли, что были правы. Этой ситуацией мы попытались показать, что такие документы как устав или договор длительного действия, должны делаться на вырост. Мы не всегда можем представить, в чем окажемся через несколько лет, и более широкие формулировки дают нам больше возможностей для лавирования.

Еще интереснее была ситуация с компанией «Run and jump». На презентации они заявили, что будут сдавать в аренду спортивный инвентарь, на что государство задало резонный вопрос: «У вас есть свой спортивный инвентарь?». Ребята ответили: «Мы возьмем у вас».

— На каком основании?

— Мы будем платить вам налог.

— 10%. А за что будете оставлять себе 90%?

Так плавно подвели к тому, что нужно хотя бы освободить государство от хлопот, связанных с инвентарем, чтобы ему был резон отдавать это в руки фирмы. И да, ввели плату за аренду. Причем, ограничили стоимость аренды для клиентов. Такой вот урок выстраивания отношений с государством.

16Да, фирмы платили налог – 10% от чистого дохода. Ежедневно, во время вечернего чая. Мы сделали образцы. Естественно, система была упрощена до предела, но нам было важно, чтобы ребята привыкли делать это регулярно и спокойно, не раздражаясь. Любопытная ситуация: фирма ничего не заработала за день и не сдала налоговую декларацию, посчитав, что нет необходимости. Пришлось объяснить, в чем разница. Когда фирма сдает «нулёвку», государство знает, что фирма ничего не заработала. Когда декларация не сдана, возможна ситуация, что фирма заработала, но не заплатила налоги.

17PR-сопровождение – обязательная составляющая бизнес-обучения. Эту тему запустили во второй полный день. Начинали, как водится, с теории. Как придумать название фирмы? Как донести до потенциальных клиентов информацию о своих услугах? Что нужно сказать одной фразой, чтобы человека зацепило твое предложение?

Вечером фирмам была предоставлена возможность обратиться ко всей целевой аудитории, пусть и на 5 минут — ситуация фантастическая. В реальности такое маловероятно. Обратная связь показала, что придётся потрудиться, чтобы компенсировать недоработки.

18

 

Для развития креативности на следующий день в рамках вечернего творческого события предложили командам рассказать о своих услугах весьма необычной аудитории. Например, жителям африканской деревушки, до которой не дошли блага цивилизации. Или трёхлетним детям. Или с использованием только звука… Сработало! Представления стали гораздо интереснее. Правда, кто-то просто воспроизвел то, что показывали мастера в качестве примера, когда обсуждали первое представление.

 

 

23Очень эффективным в плане обучения стал просмотр фильма «The Men Who Built America» (2012) – 8 фильмов минут по 40. Из них мы смонтировали 4 фильма по часу, убрав сцены насилия, чтобы можно было показывать это детям. Ребята смотрели фильм с огромным интересом, не зависимо от возраста. Фильм хорош тем, что показывает и пути поиска, и находки, и провалы. Герои фильма – Вандербилт, Рокфеллер, Морган, Карнеги, Форд.

 

Посмотрев все серии, мы устроили обсуждение, в котором  сгруппировали информацию уже не по людям, а по темам, то есть мы обсуждали основные вопросы темы бизнеса – поиск ниши, продвижение товара или услуги, сотрудничество и конкуренция, планирование и везение – а события, показанные в фильме использовали как иллюстрации. Более того, находили примеры тех же явлений в нашей бизнес-игре.

 

25Посмотрев первую серию фильма, ребята поняли, откуда взялось название наших игровых денег. Дело в том, что название выбирали ребята в январском лагере, когда бизнес-смена проходила впервые. Тогда мы рисовали деньги вручную. На этот раз они уже были напечатаны. Итак, вандеры – купюры по 10, 50, 100, 500 и 1000.

Каждый участник получил определенную сумму – порядка 9 тысяч вандеров. Каждая команда сама решала, какую часть этих денег сделать стартовым капиталом фирмы, а какую оставить на руках сотрудников. Варианты были очень разные. И на второй день после выдачи денег государству пришлось вмешаться и обязать всех руководителей фирм выдать сотрудникам минимальный аванс, так как отсутствие денег в частных руках тормозило развитие бизнеса других фирм.

Педагоги и тьюторы считались госслужащими и получали зарплату раз в 2 дня.

При оплате налогов мы столкнулись с нехваткой более мелких купюр, но решили вопрос без выпуска дополнительных денег.

Предположим, фирма заработала 50 вандеров и должна выплатить налог 5 вандеров. Было принято решение, что фирма сдает налоговую декларацию на заработанную сумму, но не выплачивает ее, пока за счет следующих налогов цифра не округлится до 10. Государство просто делало себе пометку. На момент заключительного подведения итогов нужно было оплатить налоги, округлив их в сторону увеличения.

 

26

Выход на реальность был у нас и через встречу с финскими предпринимателями, живущими по соседству. Они рассказали о своей фирме, которая ухаживает за лесом. Причем, они использовали форму диалога и сумели увлечь ребят.

 

На шестой полный день мы провели практикум по ведению переговоров. Каждая фирма подготовила свои коммерческие предложения о сотрудничестве другим компаниям. После того, как все предложения были озвучены, каждая компания решила, с кем и по каким вопросам готова сотрудничать. Обсуждение в группах шло оживлённо.

27Для отработки механизма ведения переговоров были определены три пары, которые выказали взаимный интерес. Сотрудники и эксперты внимательно следили за процессом и позднее дали свою оценку.

Игра игрой, а анализ переговоров был серьезным.

Рекомендации экспертов на основе совершенных ошибок:

— сначала поприветствовать друг друга, а не начинать с цифр;

— определить нижний предел стоимости и не нарушать его;

— прежде чем садиться за стол переговоров, узнать о финансовом положении потенциального партнера;

— чётко проговаривать суммы и условия сделки, не допуская разночтений.

38На девятый полный день прошел практикум по проведению благотворительной акции.  С утра говорили о благотворительности и об организации мероприятий, а вечером проверили, как усвоен материал. Каждая фирма выбрала социально значимый проект, в который готова вложить средства. Более того, провела акцию по привлечению денег в этот проект со стороны частных лиц.

Голосовали рублём, в смысле вандером. Каждое частное лицо могло внести в благотворительные фонды не более 1000 вандеров, распределив деньги между проектами на своё усмотрение. Причем не просто клали деньги в коробку, а оставляли стикер, на котором указывали имя, сумму и причину, по которой выбор был сделан в пользу данного проекта.

По окончании голосования фирмы не только посчитали деньги, но и прочитали и обобщили информацию о мотивации жертвователей. Самой успешной оказалась акция компании North Wind, которая собирала средства на строительство завода по переработке мусора. 23 человека внесли от 50 до 500 вандеров. Собрали 7 000 + 5 000 свой взнос, всего 12 тысяч вандеров. Людям оказалась близка тема переработки мусора. 

39А вот следующая в списке лидеров компания — Бодрый День — привлекла внимание самой организацией акции и творческим подходом. Собирали средства на создание специальных материалов в помощь детям-аутистам. 17 человек внесли от 200 до 510 вандеров. Собрали 5 360 + 6 000 свой взнос = 11 360 вандеров. 

Самым трогательным был проект Real Dream. Компания Lazy People собирала средства на исполнение заветных желаний тяжело больных детей. 16 человек отдали от 100 до 700 вандеров. Собрали 4 800 + 4 400 свой взнос = 9 200 вандеров. 

Затем все вместе разбирали плюсы и минусы каждой акции, чтобы в будущем, уже в реальной жизни, ребята смогли организовать подобное событие более грамотно. 

Самая грубая ошибка – отсутствие конкретики у двух фирм. Но были и удачные находки. Например, компания Artik не просто отдала на свой проект определенную сумму, а часть выручки этого дня, и на протяжении всего дня сообщала об этом клиентам. 

Приятно удивило, что половина групп правильно выбрали слова и интонацию – собирать деньги на хорошее дело нужно с достоинством.

Итоги бизнес-игры подводили на десятый полный день с утра: подсчитали доходы и капитал фирмы; проверили, все ли налоги уплачены; посмотрели, каково благосостояние сотрудников.

41Самый большой доход — 5 800 вандеров — у фирмы North Wind, которой мы присвоили титул «долго запрягают — быстро едут». Фирма занималась организацией коммерческих забегов. Стиль их работы так и можно охарактеризовать — забег на короткую дистанцию. Самым важным уроком для этой фирмы стало то, что мало объявить о предлагаемых услугах и сидеть ждать, когда люди обратятся, нужно самим инициировать эти обращения.

На втором месте (4 630 вандеров) оказалась фирма с прямо противоположной стратегией. Artik — самая стабильная компания. Тату гелевой ручкой приносили ей весьма приличный доход.

Самые большие зарплаты оказались у сотрудников фирмы Lazy People.

В конкурирующей фирме Бодрый День заработки в полтора раза ниже, а работа сложнее и скучнее. Все сотрудники фирмы сказали, что не хотели бы так зарабатывать в реальности. Тоже урок.

Фирма Free Kick — чисто мужская. Признали, что можно было более рационально распределить обязанности.

Фирма Run and Jamp чуть не обанкротилась, но вовремя смогла переломить ситуацию, за что получила статус «восставшие из пепла».

Игра интересная и сложная, поскольку от взрослых требуется постоянно отслеживать ситуации и затем обсуждать их с детьми. Зато и педагогическая эффективность ее высока.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>