О чём думает педагог после отбоя? Часть 1.

ава_1+Записки автора программ и педагога лагерей Ирины Рынкевич, сделанные ею во время работы в молодежно-туристическом Центре «Секретный лес» в Финляндии летом 2017 года.

https://vk.com/the_secret_forest

Часть первая:

24 июня — 5 июля — Eco-Art Academy (эко-арт академия)

 

 

 

 

24 июня

Вот и началась для меня летняя страда. За окном финский флаг, вокруг русско-английская речь. В этот раз с нами работают тьюторы из Финляндии, Вьетнама и Америки. Все наши лагеря языковые, но при этом еще и тематические. Тема первого лагеря: природа + искусство.

 

25 июня

портрет_4Первый день зарядил оптимизмом — ребята готовы работать. Это главное. Здесь даже погода не так важна. Чуть просвет — мы на улицу. И есть запасной аэродром — спортивный зал. Сегодня дождь стоял стеной, а мы спокойно танцевали всем составом.

Вводное занятие по робототехнике завершилось автогонками.

А на занятии с использованием природных материалов рисовали… портреты.

Вечернее творческое задание стало тренингом на командообразование — не легко, но справились. Сегодня это было представление групп «Экспедиция». А вообще очень доброжелательная обстановка.

 

26 июня

банкаВторой полный день лагеря. На вечернем обсуждении использовала банку с конфетами, чтобы объяснить, что такое soft skills.

Вот конфеты в банке — пятерки в школе, знание английского, владение музыкальным инструментом и т.п. Это то, во что родители вкладывают деньги и силы, за что детей хвалят. А вот крышка (а она в нашей банке тугая), не открыв которую, до конфет не доберешься — так называемые «мягкие навыки»: слушать, говорить и договариваться. В учебной программе таких предметов нет, по ним экзаменует сама жизнь. Лагерь — десятидневная модель жизни. Здесь многое проявляется.

На занятии «Человек и природа» говорили со старшей группой о стереотипном восприятии животных: заяц трусливый, медведь неуклюжий, лиса хитрая. Но так ли это? Или это ложное представление, принятое когда-то без проверки из детских сказок?

Залезли в интернет, почитали про зайца, волка, медведя и лису, и представили, как бы сложился сюжет сказки «Колобок», веди себя герои, пусть и по-сказочному, но ближе к реальности. Попутно проанализировали, что мешает группе эффективно работать. Разработали алгоритм и тем же вечером обкатали, готовясь к «Стильным штучкам». Сработало.

стильно_5«Стильные штучки» — одно из любимых творческих заданий. Модель одежды, прическа и body-art в этот раз на тему природы.

Кстати, проблема у группы оказалась довольно нестандартная: ребята активны, креативны, умеют друг друга слушать, но стопорятся, как только нужно идеи оформить во что-то практическое. Девочка, которая берется организовать процесс, как она сама выразилась «сказок не любит», мыслит логически, и нестандартные идеи загоняет в шаблон. Решили сохранить ресурс организаторских способностей лидера, но свели ее деятельность к моментальной фиксации всех идей, без оценки и корректировки. А потом вместе выбирать из идей наиболее перспективные и отрабатывать их уже технически.

роботы_12У младших сегодня было больше времени на занятии по робототехнике, так что успели не только построить вертолет по схеме, но и попробовать создать свою модель и тут же ее протестировать. Здесь проявилось отсутствие другого навыка. «Мне нужна помощь!». Педагог не реагирует. Призыв повторяется. Педагог: «А ты к кому обращаешься?» «К Вам» «А как меня зовут?» Тишина. И представлялись в начале смены, и знакомились в играх, и педагоги друг к другу постоянно обращаются, но информация не показалась важной. Пока не понадобилась помощь. И то не сразу обращаются — ждут, что педагог сам увидит, что нужна помощь.

Аналогичная проблема прозвонилась и в другом упражнении, уже со средней группой — из четырех пар лишь одна начала коммуникацию с приветствия. Остальные сразу стали высказывать претензии и просьбы.

поделки_1У средней группы было и другое открытие — ребята получили удовольствие от медитативного состояния при создании мандал из природного материала. Узнав, что тибетские монахи могут два месяца кропотливо создавать мандалу из песка, а потом смести ее, ребята поразились. «Я бы так не смог».
Каждая новая ситуация — открытие и повод для познания себя и других. Что-то откроется нам завтра…

 

27 июня

изо_3Третий день лагеря. Когда голландская художница Марья де Йонг попросила организовать рабочее пространство для ее занятия так, чтобы ребята сидели по двое за столом, я представила себе, что работы будут объемными. Марья любит большие объемы и нестандартные техники. Техника и впрямь интересная, а вот работы оказались на удивление миниатюрными. Зато их получилось много.

 

легенда_4Второй творческой удачей стало вечернее представление – «Ожившая ветка», вернувшее нас к временам, когда человек искал защиты у природы. Это же задание продемонстрировало, насколько эффективной стала командная работа.

Вечернее обсуждение дня в старшей группе прошло полностью на английском языке. Необходимости переводить на русский просто не возникло — все оказались в состоянии и сказать, и понять других. Ситуация была естественной, т.к. в обсуждении принимали участие два человека, не говорящих по-русски.

Из педагогических достижений выделила бы разрешение конфликтных ситуаций на общем кругу. Спокойно высказывать и принимать претензии уже научились. Для решения ситуаций пробуем подбирать действия, а не слова. Теперь задача — отличать, когда два человека должны обсудить свои отношения самостоятельно, что следует оставлять в рамках малой группы, а что выносить на общее обсуждение. Не страшно, что ошибаются, главное, что растут. Как говорят в Педотряде: «Динамика есть».

 

28 июня

спорт_6Жизнь в лагере как спуск на «тарзанке»: динамично, весело, и в голове ни одной лишней мысли. Только здесь и сейчас. И даже то, что прилетает через Контакт из внешнего мира, вплетается в мозаику дня едва заметным вкраплением.
Два часа играли с младшими в игры на чувственное восприятие природы, воспользовавшись солнышком.

А потом обсуждали со старшими биотические принципы в природе и обществе, утопая в уюте холла.

В следующий просвет в тучах у ребят английский, сидя на травке. Я успеваю скинуть фотографии и сходить в душ.

 

эко_6Танцуем в зале — музыка заглушает шум дождя за окном.
Вечернее представление — своего рода и тест, и зачет. У младших и средних — и сценарий выше по уровню, и работа слаженнее. Старшие получают кайф от командной работы. В главной роли барышня, для которой это прорыв. На вечернем Кругу она сказала: «Обычно я девушка, которая что-то подносит и подает». Они меняются с каждым днем, становясь все роднее.

И сквозь весь день фоном радостное возбуждение и интрига — игра «Гномы и Великаны» — тренинг на умение делать и получать подарки. Утром каждый вытягивает бумажку с именем человека, которому следует весь день делать разные приятности, при этом оставаясь незамеченным. Кто-то, в свою очередь, делает сюрпризы тебе.

 

29 июня

гора_3Путешествие в путешествии — выезды в рамках лагерной смены. Приятно выйти из уже привычного пространства, и не менее приятно в него возвращаться.

На горе Neitvuori я уже не в первый раз, но такие места дарят не просто «картинку», а ощущение.

Сказать, что повезло с погодой, не совсем верно, так как мы выловили этот денек в прогнозе и слегка перекроили программу. Для такой поездки погода была действительно важна.

гора_5

 

В поездку на Нейтвуори всегда включаем пикник и творческое задание — рисование природными материалами. В прошлом году очень выручила черника, дав цвета от голубого до фиолетового. В этом картины были в коричнево-зеленых тонах.

 

 

 

30 июня

Второй день чувствуем себя самозванцами: это нам?! Я о лете.

Сегодня к солнцу прибавился ветер. Результат этого тандема обнаружила к вечеру на лице. Авось приживется и станет загаром, а не ожогом.

спорт_4

 

Наблюдала, как девчонки тщетно пытались обыграть парней в футбол. Будь это другая деятельность, девочки бы победили — они были собраны, упорны и действовали слаженно.

Также слаженно работала младшая команда над вечерним творческим заданием. Я «наблюдала затылком», обрабатывая фотографии, и наслаждалась.

 

 

роботы_16

 

Солнце позволило сегодня определить еще один результат — проверили роботов на солнечной батарее, собранных пару дней назад. Работают!
Дети растут, а мы поднимаем планку. Шестой день лагеря подошел к концу. Теперь время ускорится — словно мяч покатится с горы.

 

1 июля

Если хотите встряхнуть лагерь, запустите игру Killer. На один день «мир не будет прежним». Те же бумажки с именами с утра, но теперь это твоя жертва. «Убить» (подойти к человеку, приставить палец и сказать «Ты убит») можно, только оставшись с человеком один на один в пространстве. Не хочешь быть убитым – не оставайся ни с кем наедине.  Нас-то больше интересовала педагогическая составляющая игры — включить у участников внутренний контроль. Победила, как обычно и бывает, тихая милая барышня.

роботы_27

 

На занятии по робототехнике старшие сегодня строили модели не по готовым схемам, а по демонстрационным видеороликам, что на порядок сложнее. Получилось. Поезд бежал по монорельсу, катапульта стреляла, юла запускалась.

 

 

 

поделки_6А в результате занятия по работе с природным материалом на территории Центра появился ещё один арт-объект. «Хатифнатты». Где ж им ещё быть, как ни на родине Муми-троллей.

Седьмой полный день лагеря — классическая вторая критическая точка. Во всех трёх группах во время подготовки вечернего творческого задания произошёл один и тот же конфликт: пара людей не просто выпадали из группы, а шли с ней вразрез. Однако представления состоялись. И какие! Перфомансы на тему защиты окружающей среды.

представление_12Самой красивой показалась идея младших. Сиюминутность новостей и моды соединились в одежде из газет. Вот модели идут по подиуму, а уже через секунды узнают через интернет, что тренд сменился, и ненужная одежда разрывается в клочья.
Средняя группа сделала ставку на актёрскую игру да ещё и на английском языке. Впечатлило.

Старшие, напротив, убрали мимику и речь. Чёткие движения, чёрная одежда. Была в этой лаконичности какая-то неотвратимость. Ощущение было настолько сильное, что я реально боялась разреветься.
Парадокс — в командах разлад, а результат превзошел всё, что делали раньше.

 

3 июля

Лагерь напоминает кувшин из притчи, который заполняют сначала камнями, потом галькой, потом песком, и, наконец, водой…

Есть программные мероприятия — занятия, творческие задания, экскурсии. Они определяют насыщенность каждого дня.

Есть бытовые и погодные условия, отношения между людьми, которые формируют эмоциональный фон.

А есть что-то, не поддающееся чёткому определению, но что ощущаешь как «синхронное дыхание» — правила, традиции, шутки, понятные только этим трём десяткам людей. Умом осознаешь временность этой общности, а кажется, что так будет вечно. Ну, или на худой конец очень долго. Удивительно теплое чувство. Сегодня оно усиливалось ещё и игрой в «гномов-великанов».
Мой «гном» меня удивил. Достаточно взрослый, умный, с чувством юмора, романтичный, владеющий русским и английским. Это то, что я представила по его знакам внимания. Вот только удивило написание буквы «д» в русском тексте. Оказалось, это тьютор-американка перевела фразу через Googl и переписала от руки.
представление_19Сегодня я пребывала в благостном состоянии до самого вечернего творческого дела. Похоже, дети тоже прониклись обстановкой и расслабились. И вместо душераздирающих историй об исчезающих животных, рассказанных от первого лица, мы получили body-art +

технику чтения с телефона.

Вечернее обсуждение несколько скрасило разочарование. Открытия и преодоления детей — лучший подарок для педагога. А к этому ещё прибавился и мини-концерт. Песни на финском и английском языках — часть обучающей программы. Ребята пели так заразительно, что зрители невольно начинали подпевать.

А пирог из ревеня с ванильным соусом к вечернему чаю заполнили наш «кувшин» до самого горлышка.

 

4 июля

Рефлексия — это то, что невидимыми нитями пронизывает всё происходящее в лагере. Осознание того, что с тобой происходит, и умение объяснить это другим людям — бесценный навык.

Ежевечернее подведение итогов дня у нас имеет три уровня. На малом кругу (обсуждение в группах) говорит каждый от себя. Затем кто-то из группы озвучивает групповое мнение на общем кругу. Уметь обобщить информацию и не исказить ее — не так просто. Пройти через это должны все. И третий уровень — личное высказывание на общем кругу. Такая возможность даётся каждому, но мало кто ею пользуется.

В нашем лагере всё усложняется необходимостью перевода. И это имеет практическое обоснование — часть тьюторов не говорят по-русски.

Исключение делается лишь для обсуждения лагеря в конце смены. Здесь на большом кругу говорит каждый и только по-русски, чтобы не думали о переводе, а говорили то, что на душе. Для тьюторов – синхронный перевод силами особо одарённых.

«Лагерь мне понравился» пропускаем мимо, вдумываемся в то, что уникально, личностно.

Оценочные игры — обязательный атрибут завершающего дня лагеря. Людям важно знать, как их видят другие. Я противник игр типа «Горячий стул», и мы в Педотряде наработали довольно много игр, позволяющих дать обратную связь в более мягкой форме.

общаяЗаключительное представление «Картинки из жизни лагеря» — это, как правило, весело. И информативно для педагогов, так как показывает, что оказалось эмоционально значимым для ребят.
Урок расставания — тоже часть программы. Не воспринимать лагерь как уникальное событие, оторванное от жизни, а органично вписать его в повседневность, научиться применять то, чему научился, в том числе умению осознавать то, что с тобой происходит, и объяснить это другим людям.

 

5 июля

Между первой и второй перерывчик небольшой — всего трое с половиной суток, так что сегодня после отъезда первой смены ударно убирали, мыли комнаты и стирали постельное белье.

Провела с ребятами занятия по креативности и саморазвитию, чтобы не раскисали. А их в лагере сейчас семеро. Четверо изначально ехали на две смены, а еще трое приняли решение остаться уже здесь.

В пересменку важно соблюсти баланс — и отдохнуть, и не расслабиться.

Продолжение следует

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>