Как занятия по робототехнике развивают… биотическое мышление

робот_млад_9

Звучит парадоксально. Но попробую доказать, что это так.

Сначала определимся, что мы понимаем под биотическим мышлением. Это мышление, построенное на понимании естественных законов и учитывающее обратную связь.

 

 

 

робот_млад_2

В конце марта 2017 года на загородной базе  молодежно-туристического центра «Секретный лес» под Миккели (Финляндия) прошел научный лагерь.  Нина Анатольевна Аверьянова, педагог Независимой школы из Петрозаводска, привезла на программу 4 набора Лего WeDo 2.0. На занятие отводилось полтора часа. За это время ребята успевали собрать модель, запрограммировать и протестировать её. Всего прошло 8 занятий – по 4 с двумя группами.

 

 

робот_млад_8

Работают ребята в парах – так задумано изначально. Один строит, второй подает детали. И это первое испытание. Напарники поначалу нередко ссорятся. Постепенно отношения выравниваются, ребята учатся конструктивно решать разногласия. Думаю, этому способствует и то, что правота одного из них доказывается быстро и совершенно очевидна. Кстати, как правило, громко кричит тот, кто потом оказывается не прав.

 

 

робот_млад_7

 

«В парах хорошо работать и выступать на соревнованиях, зная сильные стороны друг друга — у кого-то хорошо развито пространственное мышление, у кого-то программирование» — комментирует после занятия Нина Анатольевна.

 

 

 

робот_мл_9

У каждой пары свой набор. Педагог выводит на экран изображение конструкции на каждом этапе сборки. Важно просто быть внимательным, правильно выбрать деталь, правильно ее разместить и надежно закрепить. Но так ли это просто? Сколько раз модель у ребят разваливалась при первых же секундах испытания из-за того, что детали не прочно закреплены. Или вообще не подавала признаков жизни из-за ошибки при сборке.

Эта связь между твоими действиями и результатом – самый лучший способ воспитания. Ребенок ориентируется не на оценку взрослого, а на реальный результат.

 

 

«В идеале чтобы каждая пара имела свой планшет или ноутбук, работала со своим вариантом и писала программу только для себя, а потом представляла группе свою модель, демонстрируя ее программные возможности. Но работа по единому алгоритму — как у нас сейчас  — тоже многому учит: не расхолаживаться, помогать друг другу, работать в одном темпе. Иногда я даю общую программу, а затем каждая пара дополняет программу чем-то своим, аргументируя, почему именно эти блоки применили» — рассказывает Нина Анатольевна.

робот_14

Программу закладывает кто-то из участников. В данном конструкторе это достаточно просто. Есть конструкторы сложнее и интереснее. Но для учеников младшей школы и это – задача ответственная. Причем, все действия выводятся на экран, так что все видят процесс и внимательно его отслеживают.

 

 

 

робот_2

Еще один важный момент — опытный педагог сразу видит ошибку в готовой модели и указывает на нее, если ребята не догадались сами. Совершенная ошибка не остаётся лишь на уровне эмоций, без осознания. Еще лучше, если поняли ошибку сами и тут же ее исправили. Уметь признавать ошибку – очень важный навык. Не сердиться, не впадать в уныние, а подумать, как исправить ситуацию. «Робот делает лишь то, что в него заложили» — правило, которое сразу определяет степень твоей ответственности.

 

робот_млад_15

 

Надо отдать должное ребятам – переделывали и проверяли снова. Конечно, расстраивались, если не получалось – как без этого? Но работу не бросали. Зато какая радость, когда модель работала, как надо!

 

 

 

 

робот_1

Очень грамотно используются разные виды деятельности внутри одного занятия. Особенно понравилось занятие по изготовлению модели симулятора землетрясения. Для младшей группы сначала основная информация о землетрясениях и шкале Рихтера. Старшие об этом уже знают из уроков географии, так что оставалось только освежить информацию. Затем ребята собрали сам симулятор. Здесь были важны точность и аккуратность.

 

робот_7Далее сделали три модели домов – маленький, высотный и высотный, но особой конструкции. Провели целое исследование. Ставили дом на симулятор и запускали его, постепенно усиливая тряску. Отмечали сейсмоустойчивость каждой конструкции. Понятно, что дело было не только в самой конструкции, но и в качестве ее исполнения. И это было видно при сравнении результатов у разных пар. Более того, поняли, что могут мешать и внешние факторы – например, если участники опираются руками о стол и создают дополнительное движение. Стали во время испытаний убирать руки со стола.

 

 

робот_10

И, наконец, ребятам было предложено разработать и испытать свою конструкцию. Кто-то сделал очень простой и маленький домик в виде куба, чтобы наверняка. Кто-то установил дом на вращающейся пластине, чтобы смягчить тряску, однако это мало помогло, так как дом вращался в горизонтальной плоскости, а нагрузка шла в основном по вертикали. А одна пара сделала дом в японском стиле, подумав не только о прочности, но и о дизайне.

 

 

Среди созданных домов нашелся и тот, что выдержал 12-бальное землетрясение.

Испытания – самая эмоциональная часть занятия. Особенно когда в этом есть элемент соревнования. Самым захватывающим состязанием стала гонка болидов.

 

 

робот_22

Есть и фоновые навыки – мелкие, но очень важные – которые развиваются в ходе занятий робототехникой. Например, концентрация внимания. Модель собирается только на крышке, на ней же переносится на место испытаний. Важно следить, чтобы детали не упали во время сборки модели и не потерялись. В конце работы необходимо разложить детали по своим местам, чтобы следующему было комфортно работать.

 

Будь моя воля, я бы ввела эти занятия как обязательные в начальной школе, независимо от того, ориентирован ли ребенок на работу с техникой. К счастью, в этом возрасте детям многое интересно, и уж тем более робототехника. Но это должны быть систематические занятия на протяжении определенного времени. По моим представлениям, в идеале 2 раза в неделю на протяжении 3-х месяцев. Этого должно быть достаточно, чтобы сформировать то самое биотическое мышление, с которого мы начали наш разговор. А дальше ребенок уже сам решит, хочет ли он заниматься этим дальше и глубже.

Ирина Рынкевич

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>