Со школьниками о бизнесе

группаЭто методические заметки по итогам программы «Smart Camp», которая состоялась в январе 2017 года — совместный плод усилий Педагогического отряда «Параллели» и Молодежно-туристического центра «Secret Forest» (г.Миккели, Финляндия), с которым мы сотрудничаем с 2012 года.

 

Выбирая для программы тему бизнеса, мы понимали, что предпринимательские навыки сегодня востребованы в разных сферах. Государственные учреждения, переходя на автономию, вынуждены самостоятельно находить дополнительные источники финансирования, а общественные организации изначально рассчитывают на себя. Чем бы ни занимался человек, ему важно быть конкурентоспособным. И то, что участникам программы всего от 9 до 17 лет, не позволяет снижать планку.

Педагогам и родителям зачастую кажется, что деятельность детей – забава по сравнению с хлопотами взрослых, и что основная задача лагерей – просто занять детей. На самом деле, дети заняты очень важным делом – они формируются как личности. И оттого, как пройдет это формирование, будет зависеть, насколько они будут успешны, став взрослыми. Именно поэтому в основу программы по бизнесу легла ролевая игра. Эмоциональное проживание в игре равнозначно проживанию в реальности, только ошибки здесь имеют мизерные последствия.

Чем серьезнее ко всему происходящему относятся ведущие программы, тем ответственнее это будут воспринимать и дети, и тем выше будет результат.

В качестве погружения в тему предложили участникам создать модель бизнеса через образ. Одна из команд соорудила из конструктора лего самолет. На вопрос, что именно олицетворяет этот образ, ребята, не задумываясь, ответили: «Самолет быстрый, летает на большие расстояния». Задаем более конкретный вопрос: «А что перевозит ваш самолет?», и два участника команды хором дают взаимоисключающие ответы. Один говорит: «Пассажиров», другой: «Нет, грузы». Очевидно, что этот вопрос они не обсуждали. Нельзя просто сказать «Спасибо» и перейти к следующей команде. Продолжаем диалог:

— Представьте, что вы – потенциальный заказчик. На встрече вы задаете вопрос и получаете от представителей партнерской фирмы два разных ответа. Станете вы дальше вести переговоры?

— Вряд ли.

— Хорошо, урок на будущее: не отделываться общим ответом, а продумать детали. Причем, обсудить их в группе, чтобы вся команда имела представление о деятельности фирмы. Но что нужно было сделать в данном случае?

— Сказать, что мы этот вопрос не обсуждали. И что нам нужно время, чтобы это решить.

бизнес_15

Другая ситуация в том же упражнении с лего: девочки построили заправочную станцию. На вопрос: «Чем ваша заправка будет выгодно отличать от других?», отвечают, так же не задумываясь: «У нас бензин качественнее и дешевле, чем у других?»

— За счет чего?

— А мы сами его производим.

То есть мы имеем дело не с отдельной заправкой, а с компанией, которая производит топливо и имеет сеть своих заправочных станций? Но это совсем другой уровень.

То, что ситуация игровая, не означает, что можно говорить первое, что пришло в голову. Всё должно быть логично, аргументировано, как могло бы быть в реальности, просто в данном случае условно.

Немного о параметрах лагеря, чтобы было понятно, в каком контексте проходила игра. И сразу рекомендации по улучшению игры, поскольку мы планируем проводить эту программу и дальше.

Продолжительность смены – всего 5 дней – специфика лагерей в межсезонье. Для развития бизнеса, даже игрового, времени маловато. Да еще и программа плотная. Один день из-за выезда в город (мы жили на финском хуторе) выпал полностью. В следующий раз будем проводить программу летом, когда продолжительность уже 10 дней. И на этот раз в программе специально заложим время на работу фирм.

Для ведения бизнеса ввели игровые деньги. Одна из участниц предложила назвать их в честь Вандербилта, чтобы запомнить его фамилию. Это из документального фильма о крупных американских бизнесменах прошлого, о нем мы еще позже поговорим. Название несколько сократили, назвав деньги «wander». По стоимости ориентировались на российский рубль. Сначала хотели выдать каждому участнику по 15 тысяч вандеров: 5 купюр по тысяче, 10 по 500, 20 по 100, 20 по 50 и 20 по 10. Поскольку до утра у нас не было доступа к принтеру, сели рисовать вручную, и быстро поняли, что погорячились. Зарплата 23 участников при такой схеме – это 1 725 купюр.  Отказались от десяток и полтинников, сократив субсидию до 12 тысяч вандеров и 805 купюр. Нам и этого хватило, чтобы рисовать до двух часов ночи. Во избежание подделок на каждой купюре фигурным дыроколом сделали бабочку.

деньги_2

На будущее: деньги печатать на принтере и заранее. На самом деле, потребность в купюрах 50 и 10 вандеров в ходе игры возникала, так что есть смысл делать и их.

С деньгами были интересные ситуации. В какой-то момент на полу в коридоре оказалась целая пачка денег. Кто-то рванулся их забрать, но одна из старших девочек их одернула, собрала деньги и положила на стол. Никто их взять не решился. Но и хозяин и не обнаружился. Мы решили, что кто-то из участников таким образом выразил пренебрежение к «игрушечным деньгам», забрали их «в пользу государства» и решили поднять значимость денег. Продали реальное мороженное за 300 вандеров. В будущем есть смысл предусмотреть какие-то реальные услуги и товары от государства за игровые деньги.

В последний день, когда стали подсчитывать доходы, одна из младших девочек обнаружила потерю денег. Она и в реальности постоянно что-то теряет. Так что пренебрежения не было. Но рекомендации о реальных услугах и товарах не отменяются. Отношение к игровым деньгам и к самой игре действительно изменилось в лучшую сторону.

Мы разделили участников на 4 команды. Три были сформированы по желанию участников, четвертая – по остаточному принципу. Теперь, когда игра завершилась, мы можем отследить историю каждой фирмы и уловить закономерности.

тату_1Самым успешным бизнес-проектом оказался салон красоты. Старшие девочки предложили делать прически, тату хной и фотосъемку. К слову, сделать тату хной — была моя давняя мечта. Наконец-то я ее осуществила. За эту услугу я заплатила 600 вандеров. Мастер по тату была самым востребованным специалистом в нашем игровом бизнесе.

При обсуждении выяснили, что она сама принимала заказы, обсуждала стоимость и т.п. При ее высоких заработках был смысл нанять человека на предварительную работу с клиентами.

Успешность идеи салона другие команды оценили сразу, и это подействовало на них удручающе. Они сразу решили, что ничего достойнее этого придумать не смогут.

Вторая команда решила оказывать психологические услуги – разбирать конфликты, развлекать тех, кому скучно или одиноко. Озвучивали они это неуверенно, сами не представляя до конца, как это будет происходить. Я рекомендовала им расширить спектр услуг, зная, что по программе у нас будет игра, которая даст этой фирме заработать.

Игра в «Гномов и великанов», ее еще называют «Тайный друг» — одна из традиционных в наших лагерях. Каждый утром вытаскивает бумажку с именем кого-то из участников. Его задача – оказывать знаки внимания своему «великану», оставаясь при этом незаметным. Доставка посылок в такой день – как 8 марта для цветочных магазинов.

коньки_5Участники третьей команды сказали, что готовы убирать в комнатах. Надо сказать, что такая мысль возникла у всех команд, кроме первой, и всех я отговаривала идти по этому пути, призывая выбрать более квалифицированную работу. Стали выяснять, какими навыками обладают участники группы. Оказалось, что одна девочка хорошо катается на коньках и готова учить этому других. Это оказалось очень кстати, так как на базе есть вполне приличный запас коньков разного размера, а рядом со зданием залит небольшой каток.

коньки«Государство» было готово передать коньки фирме с условием, что инвентарь будет содержаться в порядке, а также установило стоимость проката в 100 вандеров. Фирма охотно взялась за дело и неплохо организовала процесс. Члены команды помогали клиентам надевать коньки и плотно шнуровать ботинки. Тех, кто не умеет кататься, страховали при катании.

Команда мальчиков решила создать рекламное агентство. У меня сразу возникли сомнения по поводу востребованности этой деятельности в наших условиях, но я вовремя закрыла рот, дав ребятам самим в этом убедиться. Часть деятельности является сопровождающей и нуждается в сформированности сферы. Для того, чтобы могло работать рекламное агентство, нужно чтобы было достаточное количество фирм, которым есть, что рекламировать, и некогда заниматься этим самим. А также большое количество потенциальных клиентов. В лагере, где все знают друг друга, легче общаться индивидуально, нежели нанимать кого-то.

К обеду следующего дня мои опасения оправдались, и мальчишки приуныли. Тогда и появилась у них мысль об уборке. Потом их вдохновил опыт фирмы, занявшейся коньками, и они… повесили на дверях спортзала табличку «вход 100 вандеров». Пришлось объяснить, что спортзал – собственность «государства», и что фирма не может использовать его в своих коммерческих интересах. После переговоров мы отдали им в аренду зал при условии, что они будут следить за порядком и складывать спортинвентарь; что стоимость входа в спортзал не будет превышать 100 вандеров; что на время программных мероприятий (например, занятия танцами) вход бесплатный; что фирма будет организовывать и другие мероприятия в зале. С последним пунктом фирма не справилась.

Из документов мы использовали лишь лицензию на деятельность и договор о госзаказе. В следующий раз нужно ввести налоги и финансовую отчетность.

Из обучающих мероприятий расскажу о трех.

парк_9Для обучения работы с ресурсами использовали упражнение из электронного курса по предпринимательству для детей, но расширили его.

На первом этапе команды получили карту парка, разделенного на квадраты, и карточки с объектами: вход, кассы, туалет, кафе, прокат лодок, прокат велосипедов, сцена. Задание: разместить объекты в парке и обосновать свое решение.

На втором этапе командам дали 5 чистых карточек, на которых они могли сами нарисовать то, что считали нужным. Одна из команд поставила дополнительный туалет; две команды поставили в парке памятники его основателям; у двух команд появились детские площадки с аниматорами, чтобы родители могли спокойно погулять. Давая участникам обратную связь, обратили внимание на следующее: какую ценность представляет собой основатель парка? Ладно бы это был музей или институт, и его основатель положил на это свою жизнь. А здесь обычные парки отдыха… И почему родители сдают детей в «камеру хранения» вместо того, чтобы провести время вместе в таком комфортном для детей месте?

Грустнее всего было то, что парки оказались довольно безликими. Только один парк выбрал сказочную тематику. Не ахти какая оригинальная мысль, но хоть что-то. При обсуждении спросила ребят, какие реальные парки, в которых они бывали, запомнились им больше всего и почему. Эти ребята много что успели повидать и охотно делились впечатлениями, но ведь не смогли перенести опыт на свой парк.

Чтобы помочь ребятам с поиском специфики парка, следует пойти от ресурсов. Что у нас есть? Небольшое озеро в центре, лодки, велосипеды, кафе, сцена. Нужно представить, как это все можно задействовать, создав единое пространство, в котором происходит что-то необычное.

Например, это мог бы быть квест-парк, где нужно находить объекты, добираясь до них то на велосипеде, то на лодке. Сцена – ровное, ограниченное по площади пространство – может стать одним из этапов игры.

Или можно сделать этот парк площадкой для экстремальных видов спорта. Проводить здесь соревнования, тренировки, показательные выступления. А в кафе продавать только здоровую еду.

На третьем этапе команды отвечали на очень конкретные вопросы: например, сколько стоит вход, есть ли скидки, график работы парка. На этот раз «расхождений в показаниях» не было – сказался опыт разбора после задания с лего.

задание_9Занятие по рекламе состояло из двух частей. Первое упражнение демонстрировало, как люди считывают образы.  Каждая команда получила вырезанные из самоклейки силуэт человечка  и 6 черных полосок по 3 размером 5х1 и 5х2 см. Самоклейка удобна тем, что достаточно снять бумажную основу и приклеить.

Задача: приклеив только эти детали, отразить заданную тему: перспектива, опасность, надежность, тупик.

задание_15Команды показывают свои работы, другие участники говорят о своих ощущениях, не зная, что изображала команда. Таким образом можно проверить, справилась ли команда с задачей. Надо сказать, что все команды сумели передать нужное ощущение.

Затем команды обмениваются рисунками. Их задача изменить чужой рисунок так, чтобы он соответствовал их первоначальной теме. На этот раз можно использовать фломастеры.

Оказывается, и это сделать реально. Это доказывает, что с помощью несложных форм можно вызвать определенное ощущение, и это нужно учитывать, создавая визуальную рекламу.

Применить полученный опыт команды могли, оформляя витрину, для чего получили гофрированную бумагу и набор кухонной утвари. Причем, капитаны команд выбирали по одному предмету по очереди, чтобы распределение прошло честно. Предварительно команды обсудили стратегию.

витрина_10

 

Одна из команд буквально потрясла всех своим чувством цвета и формы.

 

 

 

витрина_7

 

 

Вторая попыталась поработать с образом радуги. Если убрать лишние предметы, идея сработала бы лучше.

витрина_8

 

 

Аналогично у мужской команды: просто убрав лишнее и оставив на красном фоне предметы черного и стального цветов, удалось бы создать образ. Поиграв с расположением предметов, можно было найти оптимальное решение. Аскетично-агрессивное решение было бы органично для мужской команды и явно привлекало бы внимание.

 

Сочетание коричневого и голубого тоже смотрится эффектно, и могло бы сработать, но опять же – нужно убрать лишнее, оставив деревянные предметы, и поискать оптимальное расположение.

Ребятам удалось интуитивно найти такие разные и выигрышные образы, но не удалось дошлифовать свои идеи, хотя времени на это у них было достаточно. Причем, когда участники выступали экспертами в отношении других команд, они очень четко фиксировали ошибки и давали рекомендации. Что-то мешало им применить эту критичность в отношении своих творений.

6 шляпИ, наконец, занятие по креативности. Сразу скажу: их нужно больше. Желательно каждый день и применительно к каждому этапу развития бизнеса.

Михаил Немиленцев, преподаватель Университета прикладных наук г.Миккели, предложил ребятам оценить свои проекты, используя технику «6 шляп».

Для своего блока я выбрала метод случайных аналогий. Работали с темой раскрутки.

В качестве «стимула»  с фирмой, которая занималась коньками, мы взяли прилагательное «шершавый». Сначала, как положено «покидали» ассоциации, а потом выстраивали от них цепочку к конкретной идее.

Шершавый – не скользкий. С одной стороны, люди встают на коньки, чтобы скользить, с другой, не умея кататься, они не могут получить ощущение легкого приятного скольжения, и боятся упасть. А что если дать им это ощущение, поддерживая с двух сторон? Эту идею воплотили в жизнь.

Шершавый – не скользкий. Человек, не умеющий кататься на коньках, выглядит в них неуклюжим. А что если дать ему возможность быть красивым без умения кататься? Например, устроить проход в коньках по снегу?

Чисто практичное решение: короткое показательное выступление тренера. Демонстрация элементов, которым можно научиться за время лагеря.

С салоном красоты выбрали стимулом слово «носки».

Носки – парные. А что если клиенту делают прическу сразу два парикмахера – каждый свою половину головы. Причем, не договариваясь. А потом фотограф делает три снимка: в профиль с двух сторон и анфас. Отличная серия фотографий для страницы в Контакте.

Команда мальчиков, решая задачу, как зазывать потенциальных клиентов на свои события, использовала прилагательное «яркий».

Идея: одеться несуразно и на вопрос «Почему? Или Зачем?» отвечать, приглашая на событие.

Ассоциация: яркий – попугай. Кстати, фирма у мальчишек называлась «голубая птица». Идея: сделать приглашение на событие в форме оригами «птица» и написать «разверни меня», а уже внутри – подробная информация о мероприятии.

Команда «помощников», как мы их называли, взяла за основу существительное «мандарин».

Мысль о мандарине: делится на дольки. Идея: выяснить интересы людей и приглашать на встречи людей со схожими интересами.

Идея: провести конкурс необычных умений. А чтобы сделать это бизнес-проектом, ввести оргвзнос.

проекты_1В программе лагеря была запланирована поездка в одну из школ города Миккели. Решили использовать и это событие для бизнес-темы. Разработка международных бизнес-проектов – высший пилотаж.

 

проекты_11

 

 

Сначала попросили отдельно российских и финских школьников написать темы, которые их волнуют. Нашли точки соприкосновения. Затем сформировали международные команды и предложили им разработать свои бизнеспроекты. Опыт оказался интересным. Хотелось бы его повторить, но с одним изменением. Спортивные игры, которые мы провели после работы над проектами, лучше было бы провести вначале. Тогда ребятам и работалось бы легче. С спортивных состязаниях и подвижных играх они проявляются быстрее. Однако результат был – проекты появились.

проекты_16Один был связан с одеждой для зимних видов спорта. Второй – международный лагерь в полевых условиях. Третий – туристическая фирма. А четвертый – выставка кошек и собак в трех городах России и в трех финских городах, с предварительным голосованием в интернете.

По поводу четвертого проекта у нас с Эймериком, волонтером из Франции, родилась более классная идея. При обсуждении у ребят прозвучало: «Должна быть выставка или кошек, или собак, а то вместе они подерутся». А мы подумала: а что если пойти от обратного? Да, кошки не дружат с собаками. Есть даже выражение «как кошка с собакой» — то есть постоянно ссорятся. Но ведь есть кошки и собаки, которые дружат. Что если устроить — сначала в интернете в виде фотографий и видеороликов, а потом и живьем выставку именно таких животных. Такая выставка явно вызвала бы интерес и у посетителей, и у журналистов. И тема толерантности в этом случае обыгрывается просто замечательно.

фильм_1Теперь о фильме, который оказался отличным обучающим материалом. Это серия «The Men Who Built America» (2012) – 8 фильмов минут по 40. Из них я смонтировала 4 фильма по часу, убрав сцены насилия, чтобы можно было показывать это детям. Младшим сразу предложила пойти поиграть в спортзале, если им трудно будет смотреть. Но никто не ушел. Ребята вообще смотрели очень внимательно, и это проявилось на обсуждении. Именно обсуждение фильма стало кульминационным разговором. Даже обсуждение работы фирм эмоционально уступило.

Для обсуждения я подготовила  и распечатала вопросы. В фильме события описывались в хронологической последовательности, мы же постарались  обобщить опыт. На всякий случай, я приготовила шпаргалку, но обращаться к ней пришлось всего пару раз. Ребята легко вспомнили ситуации.

Вопросы для обсуждения и фрагменты из фильма, которые могут послужить аргументами в дискуссии:

фильм_2У кого больше шансов состояться в бизнесе: у человека с трудным детством или у человека, родившегося в семье состоятельного бизнесмена?

Человек, родившийся в богатой семье, имеет возможность получить хорошее образование, опыт семейного бизнеса и финансовую поддержку, но и обязательства перед семьей велики, что может сказаться при принятии решений. Как было у Моргана.

Человек, родившийся в бедной семье, имеет не меньше шансов стать успешным бизнесменом, если обладает необходимыми качествами и амбициями.

Вандербилт в 16 лет купил паром за 100$ и постепенно создал целую империю.

Рокфеллер пришел в нефтяной бизнес в 27 лет, начав с нуля.

Карнеги рано начал работать, проявил себя и обрел в лице хозяина фирмы покровителя.

Качества, которые помогли этим людям подняться: ум, жесткость, трудолюбие, упорство.

Важны не столько обстоятельства, сколько то, как в этих обстоятельствах действует человек. Это доказывает значимость саморазвития.

фильм_9Как найти продукт, который позволит много заработать? Какие решения позволили героям фильма сохранить позиции при изменении обстоятельств? Оправдан ли оказался риск?

Умение видеть, в чем есть потребность. Вандербилт понял, что необходимо перевозить товары, не ждал, пока этим займется государство, и сам занялся транспортом. Когда понял, насколько перспективны железные дороги, продал порт и вложился в ж/д. В определенный момент понял, что нужно не строить новые линии (их на тот момент было уже достаточно), а искать новые грузы, и выбрал в качестве такого груза нефть.

Можно найти новый ресурс, столкнувшись с проблемой и пытаясь ее решить. Когда у Рокфеллера возникли проблемы с транспортными компаниями, он задумался, как можно еще транспортировать нефть. Раз можно переправлять нефть по трубам на короткие расстояния, как на заводах, значит, можно и на длинные – решил он и построил первый трубопровод. И его решение оказалось верным.

Аналогично Карнеги при строительстве моста столкнулся с потребностью в более прочном материале, чем железо, и стал изучать уже появившуюся на тот момент сталь. Сталелитейная промышленность стала его специализацией. Когда ж/д фирмы, основные заказчики стали, обанкротились, Карнеги не стал менять направление, а нашел стали новое применение – конструкции для небоскребов. И не прогадал. А позднее стал оборонным подрядчиком.

Умение видеть перспективу в новых разработках. Морган сделал ставку на электричество. В какой-то момент переключился с постоянного тока на переменный.

Один из путей развития – создание сети. Так происходило с железными дорогами, с электричеством.

Соединение бизнеса и политики – еще одно стратегическое решение. Морган вкладывался в инфраструктуру США, в период кризиса выдал кредит правительству, как следствие – долго оставался под покровительством государства.

фильм_8Что может помочь продвинуть продукт на рынок?

Ставка на качество. Так поступил Рокфеллер с керосином, отразив это и в названии компании Standard Oil. Это было особенно актуально, поскольку керосин вызывал страх в обществе.

Демонстрация своих возможностей. Строительство уникального моста дало Карнеги заказы на сталь. Красивое решение – шоу со слоном на открытии моста.

Аналогично Тесла устраивал шоу, пропуская через себя ток, чтобы доказать его безопасность.

Тесла и Вестингауз обеспечили электричеством выставку в Чикаго, на которой присутствовало 27 млн человек. Форд вызвал на гонку лучшего гонщика страны, понимая, что это привлечет внимание прессы, и победил. Это позволило ему позднее выиграть суд с патентным бюро и привлечь инвесторов. Использование массового и /или престижного события.

Заказ на освещение выставки в Чикаго Вестингауз сумел получить, снизив цену вчетверо по сравнению с Морганом. Предоставление бесплатной или дешевой услуги для демонстрации своего продукта.

Использование собственного продукта. Морган установил электричество у себя дома.

Рокфеллер, создав бензин, начал в первую очередь использовать его на собственных заводах, подняв их производительность.

фильм_6Кто нужен бизнесмену в качестве союзника? В чем риск сотрудничества?

Фирмы, чьи услуги нужны твоей компании. Таким были союз Рокфеллера сначала с Вандербилтом, а затем с Томом Скоттом. Но и транспортники в определенный момент объединились против Рокфеллера.

Специалисты, создающие новые технологии.

Рокфеллер, обратившись к химикам, вышел на производство бензина.

Карнеги привлек неординарного конструктора мостов, изучал сталелитейное производство.

Морган сотрудничал с Эдисоном, но потом отказался от него, скупив акции его фирмы. Таким образом ученый пострадал из-за того, что не вникал в финансовые и юридические вопросы.

Тесла нашел инвестора и отказался от патентов, чтобы удешевить производство.

Люди, которые умеют делать то, чего не умеешь делать ты. Карнеги привлек к своему бизнесу Фрика, чтобы тот принимал непопулярные меры. А когда из-за жесткости Фрика возникли проблемы, Карнеги от него избавился, но репутацию себе уже испортил. Легче было решать проблемы самому и находить более разумные решения сразу.

Морган, пожелав купить империю Карнеги, обратился к его правой руке Чарльзу Швабу. Тот знал производство и выступил посредником в переговорах. В качестве стимула Морган предложил ему место директора в корпорации после ее покупки.

фильм_7Всегда ли оправдана жестокость в борьбе с конкурентами или есть альтернатива? Каковы последствия этой войны?

Когда Вандербилт закрыл мост, разорились транспортные компании, а в стране начался кризис. Пострадало много людей. Самого Вандербилта обманули, зная его желание подавить конкурентов, публично унизили.

Эдисон в борьбе с Теслой, убивал переменным током животных. Взялся сделать электрический стул, используя при этом переменный ток, чтобы опорочить Теслу, но попался сам. Люди не стали разбираться, какой именно это ток. Эдисон его изобрел, значит, Эдисон и виноват. Вот уж поистине «не рой другому яму…».

Если бы Эдисон вовремя разглядел потенциал Теслы и взял его в соратники… Но не разглядел, поскольку был на вершине.

Рокфеллер, спасая свой керосиновый бизнес, пытался опорочить электричество, хотя наверняка, будучи человеком умным, понял перспективность этого направления. Не сумев побороть конкурентов, стал искать другой путь и открыл бензин. Что мешало сразу искать другое решение? Только зря потерял силы и время.

Рокфеллер, Карнеги и Морган объединились ради того, чтобы удержать свои империи, вложили колоссальное количество денег, но, в конце концов, проиграли. И тут же распались. Альянсы против общего врага очень недолговременны и ненадежны.

Морган использовал прямо противоположный конкуренции метод – «сводил» враждующие фирмы, за счет чего поднимал их эффективность – и выигрывал на этом.

фильм_4Каково соотношение того, что человек может спланировать, предусмотреть, рассчитать, а что за пределами его влияния?

Несколько раз судьба вмешивалась и путала карты.

У Вандербилта на войне погиб сын, на которого он возлагал большие надежды, и пришлось работать со вторым, менее успешным, сыном, который не смог стать достойной сменой.

Рокфеллер не успел на поезд, потерпевший крушение. Это спасло его, но наложило отпечаток на многие его поступки и решения.

У Моргана погиб отец в тот самый момент, когда следовало принять решение, и эта ситуация развязала Моргану руки.

Анархист убил МакКинли, дав дорогу Рузвельту. Бизнесмены, ставя Рузвельта вице-президентом, отодвигали его от власти, а оказалось, что собственными руками помогли ему стать президентом.

фильм_10Как менялись правила бизнеса?

После махинаций с акциями, подобные действия были запрещены. До этого никому и в голову не приходило, что такое возможно.

Ввели антимонопольный закон. Создали профсоюзы.

Вывод: Что бы ни двигало этими людьми, какие бы ошибки они ни совершали — надо отдать им должное: это были выдающиеся люди, и они внесли огромный вклад в развитие своей страны и бизнеса во всем мире.

Интересно посмотреть, как те же закономерности, которые мы увидели в фильме, проявились и в нашей игре.

Например, способность увидеть потребность – в наведении порядка с коньками, в доставке посылок, в рисовании тату хной и заплетании косичек (в лагере оказалось достаточно много девочек с длинными волосами) – позволила фирмам успешно развить свой бизнес.

Или как шлифовались правила в связи с возникающими ситуациями. Например, вход в одну из комнат был из спортивного зала. Девочки, живущие в этой комнате, вынуждены были платить за вход в зал, чтобы попасть к себе домой. По требованию «государства» проблему решили сразу, введя специальный пропуск, дающий право только на пересечение спортивного зала.

На будущее есть смысл сразу ввести судебную инстанцию для разрешения споров.

В более продолжительном лагере хотелось бы рассказать и о современных успешных бизнесменах.

Хотелось бы поработать с логотипами. Это занятие у нас уже готово.

Думаю, до лета появятся и другие идеи. Результаты данного лагеря вдохновляют.

— Тема бизнеса интересна и детям, и взрослым.

— Игровая форма позволяет получить практичный опыт.

— Тема очень удобна для отработки лексики. Не надо забывать – лагеря у нас языковые.

Обещаю написать продолжение уже по итогам летнего лагеря.

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>