Ирина Рынкевич: Поговорим о креативности

124 мая в Центре молодежи я стала гостем Большой Встречи. Разговор шел о творчестве, о том, как развить в себе способность находить неординарные решения – в жизни и профессии. Поскольку не все желающие смогли присутствовать на встрече, попросили продублировать рассказ в другом формате. Исполняю.

 

 

Часть первая: Проект «Art-прорыв» — сегодняшняя вершина.

Часть вторая: Развитие творческих способностей. Версия Педотряда «Параллели».

Часть третья: А теперь о личностном и сокровенном. Прокачка.

Часть четвертая: Бонус. Смысл иррационального.

 

Часть первая: Проект «Art-прорыв» — сегодняшняя вершина.

Начну с конца – с проекта, который наша организация (Педотряд «Параллели») сейчас реализует в Карелии и Мурманской области по гранту Общественной Палаты РФ  – «Art-прорыв».

Сейчас много говорят об инновациях, но не понятно, откуда они возьмутся на местах – ни наша система образования, ни сама наша жизнь не располагают к креативности. Вот мы и решили предложить взрослым работающим людям активно заняться творчеством. И не то, чтобы в Петрозаводске или Мурманске негде было заняться творчеством, но то, что предлагается, требует регулярных занятий, а именно это люди не всегда могут себе позволить. Или считают, что не могут. Поэтому мы и предложили им разовые мастер-классы. Наша задача была в том, чтобы подобрать материал, который дает конкретный результат и приятное ощущение за полтора часа.

Направлений определили четыре: музыка, театр, танец и ИЗО. Для нас было важно, чтобы люди попробовали себя в том, чем раньше не занимались. Новизна ощущений – важный фактор для развития креативности.

2

3

4

5

 

Второй прием, который мы используем – это новое пространство. Важно, чтобы взрослые люди ощутили себя детьми. Например, в мастерской художника или в хранилище театра кукол, за кулисами музыкального театра, в зале тэквандо.

6

 

Занятия для проекта подбирались особенным образом или даже разрабатывались специально, заранее детально обсуждались с мастерами. Обязательные элементы – неожиданность и возможность открыто проявлять эмоции.

7

8

 

При каждом удобном случае мы ненавязчиво акцентируемся на воплощении идей в жизнь. Вот эскиз куклы, а вот сама кукла.

9

10

Вот макет сцены в том же театре кукол, а вот оформленная сцена.

11

12

Вот рисунок на листе формата А4 и он же, но уже размера задника сцены. Это уже музыкальный театр.

13

Хотелось, чтобы участники проекта привыкли к тому, что творческие идеи не только рождаются в чьих-то головах, но и реализуются. И логическим продолжением должна стать реализация собственных проектов. Это то, к чему мы как раз подошли сейчас. И участники потихоньку начинают доставать свои давние нереализованные мечты или воплощать идеи, которые появились уже в ходе проекта.

И, конечно, во многом этому способствует атмосфера поддержки и доброжелательности. То, что трудно было бы показать незнакомым людям, легче представить в сообществе, где принятие является одним из основных правил.

 

14

Получив эту поддержку, мы попробуем сделать следующий шаг и представить мини-проекты участников «Art-прорыв» уже более широкой аудитории. Иначе какой же это прорыв?

 

Часть вторая: Развитие творческих способностей. Версия Педотряда «Параллели».

Развитием творческих способностей наша организация – Педотряд «Параллели» —  занималась с первого года своего существования. Программа «Академия творчества» так и осталась одной из самых востребованных.

Мы выбрали три направления: логика, воображение и умение формулировать. С чем у детей более или менее хорошо, это с логикой, благо этому в нашем образовании уделяется достаточно большое внимание. Воображение тоже восстанавливается быстро. Просто оно не востребуется и поэтому к моменту взросления притупляется. А вот с умением формулировать беда. Это навык, требующий времени и усилий.

Занятия всех наших программ обычно выглядят как развлекательные, и лишь при обсуждении выясняется, что занимались мы очень серьезным и важным делом.

 

2

С 2008 года мы начали проводить программу «Мозги прочисти креативом» для взрослых.

3

И, конечно, занявшись темой развития творческих способностей, мы не могли не изучить теорию этого вопроса. Вот здесь важно сразу развести понятия интеллекта, обучаемости и креативности. Есть способность воспринимать информацию, перерабатывать ее и применять на практике, а есть способность создавать нечто новое. Это разные процессы. Связь между ними существует. Для того чтобы обладать креативностью, нужно иметь уровень интеллекта выше среднего. Дальнейшее повышение интеллектуального уровня на уровень креативности не влияет, но, достигнув определенной планки, интеллект начинает подавлять креативность. То есть важно попасть в этот диапазон. Но важнее другое: в ходе обучения эти процессы могут вступать в противоречие. Человек, способный создавать свой «продукт», не может потреблять готовый продукт в большом количестве. Психика начинает отстаивать свою самость и выставляет защиты в виде скуки, легкого отупления, упрямства и пр. Я испытала это на себе и не сразу осознала. В школе-то я училась хорошо, но и уровень креативности в ту пору у меня был существенно ниже, а вот учеба в университете вызвала жесточайший протест.

Поскольку без информации извне не обойтись, мне пришлось определить оптимальные для себя формы и количество этой информации. Ценными для меня оказались три вида информации.

Первая – содержащая в себе структуру. Как ни странно, учебники в цене не оказались. У них какая-то неестественная структура, нежизнеспособная. А вот научные статьи на конкретную тему хороши. Причем, сложность текста меня не пугает. 10 лет работы на радио приучили не бояться терминов. В конце концов, значение слова всегда можно посмотреть в справочнике. Главное – понять механизм. Особенно это важно для семинаров. Выстроишь «скелет» и наращиваешь его «мясом» — интерактивными формами, проживая которые участники сами делают все нужные открытия. Но без «скелета» никуда.

Вторая – содержащая «вкусные» формулировки. Самая цитируемая мною на семинарах книга – «Книга для Героя» Владимира Тарасова.

Если же говорить о творчестве, то здесь лучшим «учебником» для меня стали книги Михаила Анчарова – «Самшитовый лес», «Этот синий апрель», «Сода-солнце».

Третья – стимулирующая. Здесь спектр очень широкий: музыка, фильмы, спектакли, картины, книги, видео-лекции… В поиске такой информации я чаще всего – иждивенец. Так уж вышло, что не научилась я сама находить такую информацию. Но рядом со мной всегда были люди, которые охотно со мной этим делились. А теперь, когда есть Контакт, проблема отпала сама собой. Как только мне не хватает стимулирующей информации, я иду на страницы к людям, чьему вкусу доверяю, и роюсь в их аудио и видеозаписях. И по-прежнему есть люди, которые регулярно подкидывают мне что-нибудь интересное. Прежде всего, мой собственный сын. Вот уж кто пропускает через себя информацию тоннами. Плюс к этому он точно знает, что мне может пригодиться. Так что, Стас, спасибо тебе огромное!

То, что творчество может быть наукой, что этому можно обучаться, я поняла, столкнувшись с ТРИЗом. Петрозаводску повезло, что последние свои годы Генрих Саулович Альтшуллер, основатель теории решения изобретательских задач, провел в нашем городе, и здесь много его прямых учеников. Работая на радио, я познакомилась с Александром Селюцким, одним из последователей Альтшуллера, и сразу спросила: «Как можно этому научиться?». Александр Борисович ответил, что обучение проходит в группах. Не проблема – я собрала группу. Были опасения, что теория рассчитана, прежде всего, на инженеров, а мы в большинстве своем были гуманитариями, но практика показала, что инженерное мышление помогает в любой сфере деятельности. В педагогике – точно!

Затем я уже самостоятельно познакомилась с Мозговым штурмом Осборна, синектикой Гордона, Морфологическим ящиком Цвикке, приемами прямой и случайно аналогии и многими другими техниками. Естественно, всё это опробовала на себе, чтобы убедиться, что это работает, и понять, каким видам задач какие приемы подходят. И, конечно, стала это преподавать. Чаще в форме практических семинаров, потому как теоретически такие темы не осваиваются. Но очень быстро поняла, что это скорее шоу, чем реальное обучение. При помощи ведущего группа, конечно, преодолеет все заторы и выйдет на большую воду, но чтобы пользоваться этими приемами самостоятельно, нужно быть довольно прокаченным.

И в своем становлении я пользовалась отнюдь не стимульными методами. Они хороши как скорая помощь. Если тебе приходится постоянно создавать интеллектуальный продукт, следует обратиться к техникам более глубинным, дающим стабильный результат.

 

Часть третья: А теперь о личностном и сокровенном. Прокачка.

Подошли к самому личностному и сокровенному. Какие техники позволили мне сделать креативность фоновым навыком.

Прежде всего, это квота идей. Успешно ее использовал Томас Эдисон, запатентовавший 1093 изобретения. Ученый сам себе определил план: одно маленькое изобретение каждые 10 дней, крупное – раз в полгода. Чем-то напоминает «подвиг» в режиме дня Мюнхгаузена. На самом деле, принцип гениально прост: нужно приучить свой мозг самостоятельно создавать новый продукт. Для этого сначала нужно свой мозг этим озадачить.

Я завела тетрадку, куда записывала любые идеи, которые могли бы пригодиться для создания тренинговых упражнений. Я только начинала эту деятельностей, и материала нужно было много. Мой план был: 2-3 упражнения в неделю. Это очень органично вписывалось в работу нашей организации. Педотряд «Параллели» собирался раз в неделю, чтобы обкатывать новый материал. С одной стороны, я поставляла материал для мастерской игровых технологий, с другой – стимулировала свою креативность реализацией задумок, причем, тут же, не откладывая в долгий ящик.

Максимум через полгода тетрадку можно было убирать – мозг научился вырабатывать идеи упражнений без дополнительного стимулирования. Большая часть созданных во время использования «квоты» упражнений мы используем и поныне, какие-то были доработаны позднее с привлечением полученного опыта, какие-то так и остались лишь топливом для развития креативности.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Следующим приемом, давшим развитие креативности, стал метод инкубации. Это для задач типа «сделай то, не знаю что». Точнее общая-то задача понятна, но как ее выполнить… То, с чем не справляется сознание, отдаем на откуп подсознанию.

Здесь важны три момента. Первый: для тебя это должно быть действительно важно. Второе: ты должен обладать всей необходимой информацией. Третье: отправив заявку, ты должен освободить мозг от интеллектуальной нагрузки. Решение должно созреть само.

Пример года 2004-го. Меня попросили разработать небольшие по продолжительности занятия по «Калевале» для школьников как сопровождение к концерту карельских песен, собранных Леннротом одновременно с рунами эпоса. Первое что мне пришлось сделать – это прочитать эпос. Взрослый вариант, естественно. Я прочитала его за сутки. Было важно загрузить информацию полностью, ни с чем ее не смешивая. К концу дня я ненавидела все эти длинные карельские имена и калевальский размер. Но дальше было проще – я просто легла спать. Сон – оптимальное состояние для инкубации. Проснувшись, я еще не знала, что именно мне нужно, но я точно знала, что открою текст и увижу. Так и вышло. Я быстро выбрала фрагменты, из которых родилось три 20-минутных занятия: «Магия звука», «Магия слова» и «Второе дно пословиц». Сейчас мы часть этого материала используем в проекте Kalevala open. И сам взгляд на эпос тоже оттуда.

Со временем я стала пользоваться этим методом регулярно. Ложась спать, я четко формулировала задачу, а проснувшись, получала готовый результат. В первом составе Педотряда была шутка: «Ирине Михайловне сон нужно засчитывать как рабочее время».

Было лишь одно неудобство – «факс» приходил в 4-6 часов утра. Сопротивляться этому было бесполезно. Самое разумное было: встать, зафиксировать послание, выпить чаю и снова лечь спать. Слава богу, у меня нет проблем с повторным засыпанием. Но время подъема сдвигалось. Пока я должна была ходить на работу к конкретному времени, это создавало неудобства. Свободный режим проблему решил кардинально.

Говорю об этом в прошедшем времени, поскольку недавно вышла на следующий уровень, даже не подозревая, что такое возможно. Теперь решение приходит и попадает в нужную «папочку», я при естественном пробуждении просто получаю сигнал, что информация готова. Я даже не должна сразу заглядывать в эту «папочку», просто знаю, что она есть. Иногда проходит дня 2-3, прежде чем руки доходят до этого материала. Именно руки, потому что нужно просто сесть и начать набирать текст. Он идет сам собой, без каких-либо усилий. Остается лишь подправить стилистику. Это очень удобно! Я практически не трачу время на думание как таковое.

И третий прием, давший хороший результат, имеет одно из названий «чемодан чепухи». Это некая копилка того, что тебя зацепило. Очень содержательным «чемоданом» для меня стал, например, учебник по Corel Drow. Там много мелких картинок как отправных образов. В частности так родилось упражнение «12 стрелок», ставшее классикой Педотряда.

Несколько лет я ежедневно просматривала сайт Kulturologia.ru. И периодически что-то с этого сайта перекочевывало в папку «Для вдохновения». Большая часть этих материалов легли в основу упражнений. Последний год в этом уже нет нужды – идеи приходят в таких количествах, что только воплощай.

И, конечно, мощным стимулом для рождения нового являются путешествия. Я обожаю путешествовать. Но только не в чужих группах. Либо самостоятельно, либо в маленькой и комфортной компании, где будет правильно воспринято мое желание побыть одной.

Попадание в другой климат, другую культуру, другой язык, другие модели поведения – сами по себе выталкивают тебя из стереотипов. И чем ближе ты соприкасаешься с этим, тем сильнее воздействие.

3

Я всегда готовлюсь к путешествиям, и всегда описываю свое путешествие по возвращении. Таким образом, я получаю три города (или страны): первый, который я представила, пока читала и смотрела; второй – реальный; третий – каким я преподношу его другим людям. Они разные, и не могу сказать, какой вариант мне нравится больше, они хороши в триединстве.

И точно также люблю смотреть фотографии других людей с мест, в которых я бывала. Это четвертый вариант, и он доказывает, насколько субъективно наше восприятие.

И нельзя не сказать еще об одном аспекте, который я упоминала на протяжении всех трех постов: идеи требуют воплощения. Более того, у меня сложилось ощущение, что нереализованные идеи мстят, поэтому я выработала у себя уважительное отношение и к своим, и к чужим идеям.

Впрочем, этому есть вполне понятное объяснение. Природа не терпит пустой траты энергии. Если человек не реализует идеи, зачем помогать ему в их рождении?

Вот и замкнулся круг: сначала мы даем понять своему подсознанию, что креативность нам нужна как воздух, прикладываем усилия по ее развитию, а, получив результат, преобразуем это в нечто реальное. Иногда это даже приносит доход. И когда этот поток становится постоянным, ты уже не беспокоишься о том, что можешь чего-то не суметь.

 

Часть четвертая: Бонус. Смысл иррационального.

Ударную дозу творчества ребенок получает в детском саду. Затем частично это используют в начальной школе, чтобы смягчить тяготы обучения. А вот начиная со среднего звена, игры заканчиваются. Таким образом, у взрослых людей складывается ощущение, что не пристало серьезному работающему человеку заниматься какой-то ерундой, тем более, когда за это не платят.

Я же постараюсь вас убедить, что очень важно периодически заниматься ерундой. И у этого занятия есть своя функция.

Иногда на меня нападает Великий Тупняк. Редко – где-то раз в полгода, но тотальный. А дел всегда много. Поэтому я стала использовать приятное занятие ерундой как вывод себя из этого жуткого состояния. «Чего ты там давно хочешь, но не можешь себе позволить? — спрашиваю я себя, — Сейчас самое время!».

Например, наводила порядок в фотоальбомах и наткнулась на давнюю фотосессию дома. Забавно смотреть на демонстрацию тогдашнего гардероба на фоне шкафа и занавесок. А выбросить жалко. Вот если бы поместить себя в какое-то другое пространство… А что если вырезать свой силуэт – и не в фото-шопе, а по старинке ножницами – и приклеить на журнальную иллюстрацию. Идеально бестолковее занятие! Этим и займемся.

2

Что при этом происходит? Ты не хочешь заниматься делами. Или не можешь. Объективно не можешь. Но вырезать фотографии, рыться в журналах и приклеить – это ведь не дело, это развлечение. По сути. А по форме похоже на дело. Это обманка. Главное – отодрать себя от дивана и начать делать хоть что-то. Важно только, чтобы это дело было непродолжительным и конечным. Разогрелся, довел начатое до конца и перешел к серьезным делам. Как правило, срабатывает.

 

3

А это иллюстрация к другому приему. Сестра прислала мне ссылку на вязаные браслетики. Я обожаю вязать, хотя большой потребности в таких изделиях у меня нет. В новогодние праздники я позволила себе это как роскошь. Тем более, что модели сделала совершенно другие, свои. И обязательное ограничение: ничего не докупать! Использовать то, что есть дома.

В свое время я убедилась, что ограничение на грани возможного способствует рождению креативных решений. В 90-е я шила одежду сама, так как выбор в магазинах был невелик, а перспектива встретить на улице женщину в таком же платье, как у тебя, ввергала меня в уныние. Впрочем, тканей тоже не было. И я покупала… прибалтийские шелковые платки отличного качества. Понятно, что, когда шьешь из небольших кусков ткани, нужно каким-то образом оправдывать лишние швы. Так и появлялись интересные детали. Потом, когда ткани появились в продаже, шить стало не так интересно.

Сейчас мы с Педотрядом используем прием ограничения в творческих заданиях достаточно часто.

Самое свежее мое увлечение – это концептуальные фотосессии. Все началось в ноябре минувшего года. Конец ноября – самое угрюмое время в году. Очень хотелось праздника, а до Нового года еще ждать и ждать. И тогда я  решила достать новогодние украшения и использовать их как антураж для фотосессии. Сима поддержала мою блажь, и мы получили колоссальное удовольствие и от процесса, и от результата.

5

 

4

Для следующей фотосессии я использовала покрывала-одеяла. Носить это невозможно, но для создания образов материал оказался благодатным.

6

7

8

Теперь я знаю, что в нужный момент всегда смогу поднять себе настроение и замотивировать на креатив. Нужно иметь в запасе несколько таких занятий, которые твоя память зафиксировала как классное состояние.

Творите, занимайтесь тем, что вам нравится, даже если это кажется бестолковым занятием. Считайте, что вы заплатили за удовольствие, как делаете это в других ситуациях. Заключите с собой договор: я, такой-то такой-то, затрачиваю усилия, отказываясь от материального вознаграждения, в счет уплаты за полученное удовольствие и вложение в свои будущие креативные проекты. Удачи вам!

1

Фото от Walking Karelia

Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>